Вторник, 23.04.2024, 21:33
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.1:330.34      

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Бобылева Лилия Витальевна, студентка кафедры "Менеджмент непроизводственной сферы" Донецкого государственного университета управления

 

Плахута Инна Юрьевна, преподаватель  кафедры "Менеджмент непроизводственной сферы" Донецкого государственного университета управления

 

Постановка проблемы. На современном этапе развития экономики все больше расширяются процессы глобализации и все страны вынуждены подстраиваться  под эти изменения. Украина также не является исключением. Для эффективного развития страны и всех ее регионов необходимо осуществлять грамотное программно целевое планирование социально-экономического развития регионов, особенно на долгосрочную перспективу.

Анализ последних исследований и публикаций. Фундаментальными исследованиями в этой области занимались такие ведущие ученые как Герасимов Б.И., Тишина Л.С., Зенчева Н.В., Челноков И.В., Быковский В.В. и другие. Для написания статьи были проработаны учебники, статьи, монографии и другие методические материалы по данной теме.

Цель статьи. Изучить методологические основы и основные аспекты разработки программ социально-экономического развития Украины и ее регионов. А также рассмотреть образец предложенной модели с основными ее пунктами и направлениями разработки.

Основной материал исследования. Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований Украины и в рамках их программ социально-экономического развития, так как:

- любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона  и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;

- инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;

- корректно сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, государственного);

- программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Однако, разрабатываемые реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:

- отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;

- отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик Украины;

- распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;

-  низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

- отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона, организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;

- отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы;

-  отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).

Совершенно очевидно, что для каждого субъекта экономики Украины, а сегодня и для каждого региона, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

Образцовая модельная структура программы социально-экономического развития региона, основанная на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.

При разработке модели программы полагалось, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Украины, в основном, являются:

- обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

- законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

- структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

- оптимизация использования регионального и государственного бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

- обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Украины  в области структурной перестройки экономики и государственных целевых программ;

- повышение уровня социальной защищенности населения;

- создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в государственных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

- создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;

- формирование экономической основы местного самоуправления [1].

Программа социально-экономического развития региона должна состоять из двух основных блоков:

1.                Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).

2.                Программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Украины в виде целевой региональной программы.

Реализация такого подхода позволит:

- обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона;

- вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение, гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство;

- гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования [2].

На основе вышеназванного, модельную структуру региональной программы социально-экономического развития должны формировать следующие основные элементы:

1. Экономическое развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.

2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование.

3. Социально-демографическая ситуация в регионе. Социальные программы и приоритеты.

4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ.

5. Региональная законодательная и нормативная базы

6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона.

7. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение

8. Информационно-рекламное и организационное сопровождение программы социально-экономического развития региона.

9. Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов [3].

Выводы. Таким образом, программу социально-экономического развития региона правильнее называть интегрированной системой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающей разработку и реализацию системы ресурсных  и организационно обеспеченных мероприятий развития различных элементов такой сложной социально-экономической системы, которой является субъект Украины.

 

Литература

1.                Нехаев С.А. Формирование программ социально-экономического развития регионов.- Режим доступа к статье: http://www.finansy.ru/publ/tax/003.htm

2.                Герасимов Б.И., Тишина Л.С., Зенчева Н.В. Организационно- экономический механизм формирования региональных программ социально- экономического развития.- Режим доступа к учебнику: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/gerasim1.pdf

3.                Челноков И.В., Герасимов Б.И., Быковский  В.В. Региональная экономика: организационно- экономический механизм управления ресурсами развития региона. .- Режим доступа к учебнику:  http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/chelnok.pdf

 

Категория: Секция 1 | Добавил: Zhesha (15.03.2013)
Просмотров: 1090 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ксения  
0
Статья познавательная, но не несет в себе никакой научной новизны.

Имя *:
Email *:
Код *: