Среда, 24.04.2024, 08:47
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 2

АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

УДК 69:658.62.018

 

АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Дорофеева Елена Владимировна, магистр

кафедры «Менеджмент организаций»

Донбасской национальной академии строительства и архитектуры

 

Гавриленко Александр Григорьевич, профессор

кафедры «Менеджмент организаций»

Донбасской национальной академии строительства и архитектуры

 

Постановка проблемы. Углубление в стране рыночных преобразований качественным образом сопровождается ростом конкурентной борьбы между различными субъектами рынка в строительной отрасли. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность строительных предприятий, является качество создаваемой ими конечной строительной продукции. Особенно остро проблема повышения качества строительной продукции стоит сегодня. Это связано с тем, что за последнее десятилетие суммарный рост качества отечественной продукции резко снизился. В то время как в западных странах с развитой рыночной экономикой качество производимой продукции неуклонно продолжает расти достаточно высокими темпами. И если уже сегодня не принять соответствующих мер по обеспечению роста качества по всем видам продукции, то Украина не сможет выйти из создавшейся кризисной ситуации [1].

Анализ последних исследований и публикаций. Изучение литературных источников показало, что данной проблемой занимались такие ученные как Мельников В.П., Огвоздин В.Ю., Ильенкова С.Д., Вакуленко А.В. и др.

Несмотря, на значительное количество проведенных исследований, вопрос адаптивных систем управления качеством в строительных организациях мало изучен. Многие руководители строительных организаций понимают качество как нечто другое, отличное от системы управления производством.

Цель статьи. Разработка и уточнение теоретических и методических основ построения адаптивных систем управления качеством строительной продукции.

Основной материал исследования. Система управления качеством любой продукции, в том числе строительной, в соответствии с требованиями международных стандартов ISO, предусматривает выполнение на разных этапах обеспечения качества следующих основных функций: планирования, организации, координации, контроля, стимулирования, учета, анализа, оценки и аттестации. Каждую из перечисленных функций управления можно рассматривать как процесс, который должен привести к заданному результату независимо от условий и приспособления к ним  функционирования строительного предприятия [3].

Сам процесс, каждая функция системы адаптивного управления качеством строительной продукции есть определенный специализированный вид управленческой деятельности, с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на условия и факторы, влияющие на качество продукции в соответствии с текущей ситуацией сложившейся в проблемной среде [4].

В этом смысле каждая функция системы адаптивного управления качеством должна корректироваться в соответствии с изменениями проблемной среды и выполняться по технологии, которая сводится к определению комплекса составляющих ее операций, соблюдению строгой последовательности методов и приемов их выполнения и требований к обработке информации как к специфическому ресурсу управленческого труда [2].

Основой для выявления функций, связанных с управлением качеством, их группировки по определенным признакам, а также принятия эффективных управленческих решений служит обоснованная формулировка задачи адаптивного управления качеством. Это связано с наличием причинно-следственных связей между задачами управления - функциями управления - принимаемыми решениями -  получаемыми результатами. Естественно, выполнению каждой функции должен соответствовать свой результат. При этом каждая такая функция при управлении должна реализоваться в соответствии с состояниями внутренней и внешней среды объекта управления, и направлена на удовлетворение конкретных потребностей в той или иной продукции. Как известно под качеством продукции следует понимать степень удовлетворения этой продукцией конкретной потребности, или ее конкурентоспособности в условиях рынка. Основным моментом в данном определении является требование, чтобы качество оценивалось только в связи с заданной конкретной потребностью.

Поэтому для определения целей адаптивного планирования уровня качества строительной продукции и прогнозирования направлений развития строительного производства чрезвычайно важно иметь механизм установления баланса между требованиями и возможностями технического и экономического аспектов качества. Это следует из того, что с экономической точки зрения  не всякий высокий технический уровень продукции  является благом. Производство строительной продукции более высокого технического уровня, а, следовательно, и большей сложности, чем это необходимо потребителю, имеет для строительного предприятия тот же отрицательный результат, что и производство излишних объемов продукции прежнего качества и сложности. Производство продукции высокого технического уровня там, где в этом нет прямой необходимости, приводит к омертвлению средств, сокращая фонды накопления, а также сдерживает рост производительности труда. По своим экономическим последствиям такая ситуация тождественна процессу экономического обесценивания новой продукции из-за отсутствия на нее спроса. Экономическое обесценивание новой продукции, имеющей более высокий относительный технический уровень, целиком определяется условиями ее использования или конкретной потребностью. Его размер может быть определен как разность между уцененной и начисленной стоимостью строительной продукции.

Таким образом, фактическое значение уровня качества строительной продукции должно соответствовать определенным финансовым возможностям потребителей. При этом, попадая в определенный интервал с верхней и нижней границами плановых значений, оно должно регулироваться на каждом таком интервале с помощью цен в соответствии с различной покупательской способностью потребителей соответствующего сегмента рынка.

Рассматривая получение максимально возможной прибыли в виде критерия оптимальности функционирования строительного предприятия важно правильно учитывать факторы, оказывающие влияние на уровень качества выпускаемой продукции. К основным таким факторам можно отнести:

- качество используемой технической документации по реализуемому подрядному проекту;

- качество применяемых стройматериалов;

- численность работников материального производства и их квалификацию;

- производительность труда;

- качество используемой строительной техники.

При этом главным источником увеличения  прибыли за счет повышения качества работ является квалификация строительных рабочих и повышение производительности труда. Рост производительности труда при этом может быть обеспечен как за счет капитальных вложений, так и за счет улучшения организации производства.

Причем под оптимальным качеством строительной продукции следует понимать такое качество, которое обеспечивает максимальную прибыль при производстве и потреблении этой продукции. Следовательно, для достижения оптимального качества продукции необходимо проведение маркетинговых исследований для выявления спроса, возможностей потребителей, прогнозирования процесса и его изменения, как в ближайшем будущем, так и на длительный период. При этом в процессе оптимизации качества строительной продукции по критерию максимизации прибыли, конкретная потребность в строительной продукции, имеющей определенную стоимость, должна выступать в виде плановых ограничений функционального вида.

Вывод. Из выше изложенного следует, что адаптивное управление качеством должно быть целенаправленным и основное требование к такой направленности вытекает из условия наиболее полного удовлетворения спроса потребителей путем повышения конкурентоспособности строительной продукции и улучшения условий ее эксплуатации. Возникает объективная необходимость сбалансирования инженерного и экономического аспектов повышения качества в соответствии со спросом потребителей и их различной покупательской способностью. При оценке целесообразности повышения качества строительной продукции необходимо исходить не только из ее технического уровня, но и из конкретных условий использования этой продукции потребителем.

Правильная оценка эффективности качества строительной продукции в первую очередь зависит от обоснованности используемых критериев оптимальности. Такой критерий, должен обеспечивать получение максимальной прибыли и повышение конкурентоспособности потенциала строительного предприятия в соответствии с запланированным качеством выпускаемой им продукции. Достижение указанных целей, в первую очередь, определяется удовлетворением спроса потребителей на предлагаемую товарную строительную продукцию и устойчивостью этого спроса.

 

 

Литература:

1. Мельников В.П. Управление качеством: Учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. 2005 – 352 с.

2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие, 2002- 160с.

3. Ильенкова С.Д. Управление качеством: Учебник для вузов. - 3-изд.,перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007-352с.

4. Новицкий, «Управление качеством продукции». 2002. М.: Экономика 2002,- 123 с.

Категория: Секция 2 | Добавил: Zhesha (12.03.2013)
Просмотров: 1574 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: