Суббота, 21.10.2017, 03:56
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 2

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В ДОНЕЦКЕ

УДК  334.012.64(477.62)

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В ДОНЕЦКЕ

 

Мединцева Анна Александровна, Зинченко Алёна Леонидовна,

студентки кафедры «Менеджмент непроизводственной сферы»

Донецкого государственного университета управления

 

Ободец Роман Васильевич, к.гос.упр., доцент

кафедры «Менеджмент непроизводственной сферы»

Донецкого государственного университета управления

 

Постановка проблемы. Развитие инноваций в странах является одним из приоритетных и перспективных направлений, которое стимулирует развитие экономики и прироста валового национального продукта. Особенно это развитие касается малых и средних форм предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в объеме валового национального продукта в Украине не превышает 7%. Основную долю украинского внутреннего валового продукта и экспорта занимают отрасли "сырьевой" направленности: черная и цветная металлургия, угольная промышленность и т.д. Пройдя определенный период развития Украина столкнулась с проблемой засилья внутреннего потребительского рынка более качественными и дешевыми товарами иностранного происхождения. Это коснулось и Донецка. Рынок продукции, особенно высокотехнологичных и быстро развивающихся отраслей, оказался занят иностранными производителями, что повлекло за собой отток капитала. Особенно это коснулось малого и среднего бизнеса. Именно средний и малый бизнес тянули за собой крупные компании, которые в свою очередь обладали достаточными ресурсами для масштабного внедрения той или иной технологии.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию проблем развития малого предпринимательства посвящены работы известных ученых: Билоуса Г.М., Варналия З.С., Демченко С.М., Кредисова В.А., Кужель О.В., Кузнецовой И.С., Ляпина Д.В., Микитюка О.И., Павлюка А.П., Сизоненка В.О., Хмелевской Л.П. и др.

Цель статьи. Определить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Донецке и его регионе. Найти пути решения этих проблем. Определить какие перспективы ждут Донецк, исходя из созданных проектов.

Основной материал исследования.

Донецк на протяжении нескольких лет из города шахтеров и металлургов пытается стать бизнес-столицей Восточной Украины. Области малый бизнес нужен сегодня в сфере услуг, франчайзинге, торговле, сельском хозяйстве и транспорте. Производство на внутренний рынок - это тоже малый бизнес. Крупный бизнес строит корпорации, развивает сети и работает на экспорт, но для потребности населения региона необходим малый бизнес [1].

Если говорить о том, почему же малый и средний бизнес играют столь слабую роль в экономике региона, то существуют два фактора - внешний и внутренний. Первый - последствия кризиса и неконкурентоспособность нашего бизнеса на внешнем рынке. С рынка региона ушли те предприятия, которые занимались внешнеэкономической деятельностью, но остались те, кто был ориентирован на внутренний рынок. 200 предпринимателей за время кризиса 2008 года так и не закрыли свой бизнес. Хоть и снизилась платежеспособность населения и предприятия сократили объемы, но их бизнес остался на своих позициях. И сейчас они просят поддержки у государства. Стоимость реализованной малыми предприятиями Донецкой области продукции (работ, услуг) в 2008 году составила 35 млрд. грн. против 41,3 млрд. грн. в 2007 году. Численность занятых в сфере малого предпринимательства по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 5,7% [2].

Любой произведенный в Украине товар, а также оборудование, задействованное в производстве, должны соответствовать украинским стандартам, многие из которых содержат требования, существовавшие еще при СССР. Чтобы выпускать нестандартный или даже просто новый товар, нужно оплатить труд инженеров, способных составить технические характеристики продукта, которые станут базой для создания нового стандарта. Такие расходы не под силу начинающему бизнесмену: украинские изобретатели и рационализаторы специализируются не на производстве, а на продаже собственных проектов или идей.

Открытость деятельности предприятий свидетельствует об уровне демократичности общества. Зарубежный инвестор, привыкший широко и грамотно использовать деловую информацию, столкнувшись с недостатком данных об украинских предприятиях, испытывает вполне объяснимое недоумение и как следствие остается равнодушным к украинскому рынку [3].

Налоговый кодекс, участившиеся проверки, пристальное внимание и активизация фискальных органов, скрытая инфляция и отток инвестиционных средств - никак не могут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в Украине. Предпринимателям надеяться на поддержку власти, фондов и союзов предпринимателей не стоит. Они даже при большом желании смогут помочь только единицам. Рецепт в данной ситуации прост, но эффективен - использование инноваций в деятельности своих предприятий, изменение и оптимизация управления. Прежде всего нужно думать, как изменить продажи в новых условиях - только это может увеличить эффективность и дать определенный запас прочности предприятию. Результаты применения инноваций в условиях "сворачивания рынка", ухудшения инвестиционного климата иногда парадоксальны. Все дело в мышлении, философии бизнеса и менеджмента.

Если донецкие предприятия возьмут курс на инновации, то путь для привлечения денег - грантовая поддержка из-за границы. Но это выход для тех, кто занят в высокотехнологичных и сверхприбыльных сферах: IT-технологиях, технологиях связи, нанотехнологиях. При этом необходимо помнить, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке, грантовые программы всегда преследуют свои цели, а эти цели не всегда согласуются с целями предпринимателей, но отыскать такую программу, связаться с ее представителями, сделать расчеты инвестиционных показателей, грамотно презентовать свою идею под силу одному-двум процентам предпринимателей [1].

Крупный бизнес - это довольно уязвимый сектор экономики. Малейшие изменения в потребностях внешнего рынка - и предприятия останавливаются. Что, собственно, и доказал кризис 2008 года. Определено, что плохо на региональном уровне в этой сфере - ориентированность местной власти на крупный бизнес, отсутствие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (необходимо создание фондов, центров и финансово-кредитная поддержка - микрокредитования, субсидирования), несовершенство регуляторной среды и отсутствие стимулирования инновации.

Власти создали закон, что все сегодня будет просто, но не изменили нормативную базу разрешительных органов, то есть новый формат натянули на старую нормативную базу. Поэтому предприниматель получает разрешения не только долго, но и дорого.

В 2011 году был создан Донецкий областной координационный центр поддержки предпринимательства. Спустя год, были подведены первые итоги. По обнародованным данным, за год работы в координационный центр обратился 1071 субъект предпринимательской деятельности. Из них 559 человек – через Донецкую областную «горячую линию» для предпринимателей, 409 человек обратилось через личное посещение предприятия и 103 человека через областной информационно-консультационный бизнес-портал. Бюджет КП «Донецкий областной координационный центр поддержки предпринимательства» в 2012 году составил 450 тыс. грн, которые выделяются областным советом. В свою очередь на создание бизнес-портала было потрачено 20 тыс. грн. 

На сегодняшний день на сайте уже зарегистрировано 128406 посещений, что демонстрирует среднесуточный показатель в 475 посещений и просмотров. Бизнес-портал имеет сложную структуру, делится на несколько секторов – внутренний с базой предприятий (более 20 тысяч электронных адресов) и внешний – для использования посетителями портала с возможностями обратной связи для консультирования.

В свою очередь «горячая линия» для предпринимателей в тестовом режиме начала работать с сентября месяца. По состоянию на 1 января 2012 года, услугами линии воспользовалось 559 предпринимателей. Позвонив на номер телефона «горячей линии», предприниматель может получить любую информацию, проконсультироваться со специалистом, а также соединиться с любыми службами, которые могут оказать помощь по интересующим вопросам.

Помимо прочего, с сентября 2011 года на базе коммунального предприятия работает Школа развития бизнеса. Количество слушателей на данный момент составило - 1136 человек.

Также был создан проект электронной деловой сети «e-Donbass» как среды сотрудничества малого и среднего бизнеса Еврорегиона «Донбасс».

Был открыт Донецкий областной бизнес-инкубатор. В комиссию которого входят депутаты областного совета, областной администрации, которые рассматривают новые технологические проекты, предлагаемые заявителями, желающими поселиться в бизнес-инкубаторе. Предлагаемые проекты должны быть инновационными, технологически и социально полезными для региона. Депутаты и комиссия определяют, кому предоставить льготу, на поселение в инкубаторе. Со своей стороны КП «Донецкий областной координационный центр поддержки предпринимательства» предоставляют бизнес-инкубатору юридическое, бухгалтерское, секретарское сопровождение. Также проводятся консультации по бизнес-проектам. Фактически человек, приходя со своей идеей, попадает в семью, которая его взращивает, чтобы он стал полноценным бизнесменом и его проект начал приносить реальные финансовые доходы [4].

 

Выводы. Внутренний фактор, сдерживающий развитие малого и среднего бизнеса, имеет множество аспектов, главный из которых - незаинтересованность в нем местной власти.

Донецк традиционно считается центром металлургической и угольной промышленности - то есть крупного бизнеса, который дает деньги в областной бюджет. Крупный бизнес - это довольно уязвимый сектор экономики. Исходя из этого, роль малого и среднего бизнеса как бюджетообразующего сектора экономики Донецка необходимо повышать. Необходимо, во-первых, сделать честную и простую налоговую политику - стимулирующую, работающую на свободную конкуренцию. Во-вторых, восстановить кредитную систему. В-третьих, упростить разрешительную систему.

Также необходимо усилить наказания и ответственность чиновников за нарушения в сфере работы с предпринимателями. Все это Региональный фонд поддержки и развития предпринимательства изложил в разработке стратегии развития среднего и малого бизнеса до 2015 года. Если будут устранены эти недостатки, то и малый бизнес начнет развиваться.

Проект электронной деловой сети «e-Donbass» должен послужить: продвижению товаров и услуг; поиску и общению с партнерами; проведению интерактивных мероприятий; электронная торговая площадка «e-Donbass» в рамках которой предприятия смогут выставлять информацию о своих товарах и потребностях для совершения сделок.

Созданный бизнес-инкубатор – это возможность для малого и среднего бизнеса закрепиться, получить юридическую регистрацию, пройти период становления, после чего эти представители могут дальше идти в жизнь и вести свой бизнес.

 

Литература

1.                     Марченко Тимур. Бизнесменам региона нужны честные и простые правила игры / Тимур Марченко // Салон Дона и Баса. – 2010. – № 68 (1647)

2.                     Информационный портал «Наш Донецк» [Электронный ресурс] / Электронные текстовые данные // Почти 40% малых предприятий Донбасса разорились за 2009 год. – Режим доступа: http://donetsk.dn.ua/news_view.php?id=17715

3.                     Финансовый портал «Finans» [Электронный ресурс] / Электронные текстовые данные // Почти 40% малых предприятий Донбасса разорились за 2009 год. – Режим доступа: http://finans.net.ua/content/view/140/37/

4.                     Народный обозреватель [Электронный ресурс] / Как в Донецке поддерживают малый и средний бизнес. – Режим доступа: http://no.ks.ua/main/1417-kak-v-donecke-podderzhivayut-malyj-i-srednij-biznes.html

 

Категория: Секция 2 | Добавил: Zhesha (20.03.2013)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: