Суббота, 20.04.2024, 19:33
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 2

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ, КАК ОСНОВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МСБ В УКРАИНЕ

УДК 331.108.45

 

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ, КАК ОСНОВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МСБ В УКРАИНЕ

 

Бодневич Владислав Викторович студент кафедры «Менеджмент непроизводственной сферы» Донецкого государственного университета управления.

Ободец Роман Васильевич, к.держ.упр., доцент кафедры «Менеджмент непроизводственной сфери» Донецкого государственного университета управления

 

      Постановка проблемы. Бизнес-инкубатор – это инновационный центр, новое направление в развитии экономики Украины и поддержке предпринимательской  активности. Бизнес-инкубатор – это организация, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг [1].

        Главная задача бизнес-инкубаторов — помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

         Целью работы является формирование понимания сущности бизнес инкубаторов как эффективных инструментов поддержки и развития малого и среднего бизнеса региона и страны в целом.

 Анализ последних исследований и публикаций.

         Основной материал исследования. Чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их "взросления" тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии [3].

          Гибкая система аренды помещений и, возможно, оборудования, совместно используемые услуги, консультации при установлении контактов и заключении хозяйственных сделок, а также территориальная близость к таким же активным и динамичным молодым предпринимателям — это и есть помощь в преодолении трудностей начального этапа.

         Как правило, бизнес-инкубаторы сдают в аренду своим клиентам помещения, производственные площади и офис. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офис, по меньшей мере, 20 кв. м..Помещение для переговоров, кухня и комната отдыха могут быть общими для всех предпринимателей данного бизнес-инкубатора. Если помещения используются не по назначению, то оговаривается возможность досрочного расторжения договора. Не допускается сдача помещений в субаренду. [5].

В принципе концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше. Так в бизнес-инкубаторах предполагается, что уже через 1-1,5 года пребывания в них начинающий предприниматель будет способен самостоятельно развивать свое дело, а его место в инкубаторе должен занять другой новичок [6].

Кроме площадей для размещения производства и оказания услуг, бизнес-инкубатор представляет для предпринимателей:

·       современную производственную инфраструктуру с централизованным секретариатом, машинописной службой, телефоном и почтой;

·       современную коммуникационную технику, включая подключение к Интернету (возможно создание отдельных электронных адресов);

·       помещения для проведения переговоров и конференций;

·       помещения для отдыха, кухни и т. д.

Одним из главных в работе бизнес-инкубатора является вопрос об арендной плате. В первый год аренды она должна быть максимально благоприятной для предпринимателя (от 50% до 70% от рыночной цены). Арендная плата, как правило, включает:

·       предоставление всех коммуникаций, подключение телефона;

·       использование совместных помещений (кухни, комнаты для переговоров и т.д.);

·       предоставление копировальной техники;

·       использование секретаря и ежедневное почтовое обслуживание[2].

Опыт создания бизнес инкубаторов в Украине

В 1998 году было создано первое объединение украинских бизнес-инкубаторов - Ассоциация Украинских бизнес-инкубаторов и инновационных центров (УАБИИЦ). Членами Ассоциации являются 100 физических и 60 юридических лиц. Преимущественно это руководители бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства и других общественных организаций. В то же время членами Ассоциации являются успешные предприниматели, научные работники, украинские и зарубежные консультанты.

Однако говорить о зрелых формах украинских бизнес-инкубаторов еще не приходится. Несмотря на официальную государственную поддержку (например, распоряжение Кабинета министров 2001 года «О всесторонней поддержке местными властями действующих и существующих бизнес-инкубаторов») эта идея еще не нашла широкого применения и должного развития.

Основная идея инкубационного периода представлена на рис 1.


 


Рис. 1. Стадии роста и источники финансирования предприятий в инкубационном и после инкубационном периоде  [3].

Второй тип бизнес-инкубаторов представляют собой организации созданные на базе крупных предприятий или в их составе, в составе технопарков – так называемые инновационно-технологические центры. Так при центре «Харьковские технологии» функционирует инновационный бизнес-инкубатор, при поддержке которого за 4 года открыто и функционирует 16 предприятий малого и среднего бизнеса; «Бизнес-инкубатор по развитию зеленого туризма» г.Херсон.

Следующие два типа организации бизнес-инкубаторов являются неприбыльными организациями. Если взять за основу все бизнес-инкубаторы в Украине то неприбыльные структуры составят около  70 %.

Третий тип – это форма общественной организации. Пример: «Всточноукраинский бизнес инкубатор» г. Луганск при Национальном университете Владимира Даля. Результат такой организации – создание до 10 предприятий в год, лоббирование своих интересов в городском совете, контакт со всеми контролирующими органами[6].

Четвертый тип – университетский бизнес-инкубатор созданный как структурное подразделение ВУЗа. (Киевский национальный университет им. Вадима Гетмана). Такой тип инкубаторов поддерживают и развивают потенциальных предпринимателей – студентов выпускников с их бизнес проектами, внедрения инновационных технологий и т.п [1].

На рис. 2 представлены положительные составляющие для начала функционирования бизнес-инкубатора и предприятий, которые находятся в этой структуре. 

 

Рисунок 2. Положительные составляющие для начала функционирования бизнес-инкубатора



Положительные составляющие для начала функционирования бизнес-инкубатора и предприятий, которые находятся в этой структуре.

По данным Украинской Ассоциации Бизнес Инкубаторов и Инновационных центров, за 3 года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживают обычно 14-30%, в то время как в бизнес-инкубаторе 85-86 % [4].

Бизнес инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства в мире, снижая количество неудач в бизнесе до 20%.  

Всего на территории Украины функционирует около 66 бизнес-инкубаторов разной форм собственности.

Реально функционирует по установленным принципам, целям и задачам как в международной практике не более 10 [3].

Вивод. Таким образом, создание надлежащей инновационной инфраструктуры как необходимого атрибута  для перехода экономики Украины к модели инновационного развития требует постоянного внимания государства, субъектов предпринимательской деятельности и ученых. В целом формирование и реализация государственной политики и развития бизнес- инкубаторов, как и всей инновационной инфраструктуры должны обеспечивать органы государственной власти, местного самоуправления всех уровней при взаимодействии с учеными и объединениями предпринимателей.

Литература

1. "Современный инновационные структуры и коммерциализация науки" / Под редакцией А.А.Мазура.- Интернет-ресурс: сайт Технопарка ИЕС им. Е.Патона", [Электронный ресурс] // Режим доступа

 http://tp.paton.kiev.ua/about/publis/publis04.php

2. Крупенина Я. "Заповедник для продвинутых коммерсантов и сумасшедших ученых ".- Российский журнал "Деловые вести", N 2, 2002

3. Сошникова Е.А. "Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес-инкубаторы и крупные промышленные предприятия)".- Интернет-ресурс: Информационно-аналитический журнал "Бизнес предложения".- [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smb-support.org/bp/arhiv/7/stat13.htm

4. Официальный сайт газеты "Зеркало недели".-  Валентина ГАТАШ "Бизнес-инкубатор для маленьких и средних инновационных фирм".- Интернет-ресурс.- [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zn.kiev.ua

5. Официальный сайт бизнес-инкубатора Славутича [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slavutich.kiev.ua/~business/

6. Официальный сайт Херсонской торгово-промышленной палаты.- [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://chamber.kherson.ua/bi.php

Категория: Секция 2 | Добавил: Zhesha (19.03.2013)
Просмотров: 1499 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: