Пятница, 26.04.2024, 23:10
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 4

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД

 

Калашников Сергей Александрович, студент кафедры «Менеджмента непроизводственной сферы» Донецкого государственного университета управления

 

Спицина Наталья Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Менеджмента непроизводственной сферы» Донецкого государственного университета управления

 

Постановка проблемы. В условиях активного развития предпринимательства в Украине социальная инфраструктура часто остается заброшенной. Приходит время, когда государственные структуры не могут поддерживать приемлемый уровень функционирования объектов социального значения, будь то детский сад, школа, амбулатория, бассейн или водопровод. Собственные доходы местного бюджета недостаточны, большинство сельских и поселковых советов является сегодня дотационными, а субвенции и дотации из государственного бюджета направлены на обеспечение минимальных социальных стандартов. Возникает необходимость поиска дополнительных средств для решения местных проблем, привлечения бизнеса и международных организаций для долгосрочных капиталовложений в социальную сферу - социальных инвестиций. [1]

Анализ последних публикаций. В научной литературе исследованию понятия «социальные инвестиции», определению сущностных характеристик социального инвестирования и социальных потребностей современного общества посвящены работы таких ученых, как  Н.Каштан,  Г. Тульчинский, Н. Кричевский, С. Майкова,  М. Хараева, В. Голубева, Ю. Слащева, С.Трофименко, В. Якимец, С. Ивлев  однако в  современных условиях наиболее актуальным вопросом является исследование особенностей процесса привлечения социальных инвестиций с целью развития территориальных общин.

Цель статьи состоит в анализе механизма привлечения социальных инвестиций как способа решения проблем громад, определении  его проблем и путей их устранения.

Основные результаты исследований. Социальные инвестиции являются новой ступень во взаимоотношениях между обществом, бизнесом и властью. Однако, очень важно, чтобы они были актуальными, востребованными, отражали ожидания и учитывали приоритеты всех участников и, главное, повышали уровень и качество жизни населения. 

Социальные инвестиции – это долгосрочные вложения средств в социальную сферу с целью улучшения качества жизни людей посредством создания новых технологий и механизмов распределения создаваемого ВВП среди различных групп населения с учетом их потребностей. В рамках ограниченности средств, выделяемых на социальное развитие, в конкретных социально – экономических условиях конечными целями системы социального обеспечения можно считать достижение различными группами общества потребления на уровне, обеспечивающем не только существование, но и социальный и духовный прогресс, удовлетворенность качеством жизни при оптимальном сочетании форм и методов обеспечения для каждого человека. [2]

Субъектами социальных инвестиций могут выступать: органы государственной власти и муниципального самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, украинские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица.

Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц – доход, для некоммерческих организаций – повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей.

Управление социальными инвестициями имеет сложную субъектно-объектную организацию. Инвестиционный социальный проект как объект управления характеризуется специфическими чертами:

1) расходы не соразмерены с доходами по величине и форме проявления;

2) период от начала вложений до момента получения выгод отличается большей длительностью по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы;

3) социальные инвестиционные проекты отличаются высокой чувствительностью ко времени (темпоральностью); в каждом социальном инвестиционном проекте существует временной интервал, на котором вложения обеспечивают наивысшую отдачу от проекта;

4) социальные инвестиционные проекты обладают свойством усиления эффектов.[3]

Главным социальным инвестором выступает государство, которому принадлежит приоритетная роль в управлении социальными инвестиционными проектами; соинвесторами социальных проектов могут быть субъекты государства, муниципальные образования, коммерческие организации, учреждения социальной сферы, внебюджетные фонды, социально-ответственные фонды, домохозяйства, иностранные инвесторы.
       Соинвесторы осуществляют управление социальными инвестиционными проектами на микро- и мезо-уровне их реализации. Повышение эффективности управления социальными инвестициями достигается за счет многообразия форм государственно-частного партнерства в финансировании социальных проектов, реализуемого в рамках целевых программ.

Среди качественных критериев, на основе которых осуществляется отбор социально-ориентированных инвестиционных проектов, присутствуют и критерии улучшения инвестиционных характеристик, и критерии накопления человеческого капитала. В частности, в качестве положительных социальных эффектов, связанных с реализацией таких инвестиционных проектов, учитываются следующее: повышение уровня занятости населения; повышение уровня здравоохранения (качества оказываемых услуг и их доступности для населения); сохранение и развитие научно-технического потенциала; повышение уровня, качества образования и его доступности для населения; развитие социальной инфраструктуры; повышение уровня обеспечения населения жильем; создание и улучшение транспортной инфраструктуры; улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду.[4]

Рассматривая сущность и особенности социальных инвестиций, невозможно не упомянуть взаимосвязанные понятия «Донорство», «международная техническая помощь» и «грант».

Донор - учреждение, оказывает постоянную благотворительную финансовую, материальную или техническую помощь другим организациям по четко определенным правилам, которые понятны донору и отвечают определенным им приоритетам .

Согласно Указу Президента Украины «О международной технической помощи» от 5 июня 1999 международная техническая помощь - это ресурсы, которые в соответствии с международными договорами Украины предоставляются донорами на безвозмездной основе Украины для осуществления программ, проектов международной технической помощи с целью проведения реформ и реализации программ социально-экономического развития Украины. Международная техническая помощь может предоставляться в форме передачи в собственность, пользование имущества и имущественных прав; консультаций с привлечением экспертов, в том числе иностранных; финансирование расходов на обучение и повышение квалификации специалистов реципиента; обмена специалистами; грантов. Одной из форм получения средств, для реализации социального проекта, является получение гранта. Цель грантов - помощь конкретной организации или исследователю осуществить определенную общественнозначимую инициативу. Существует много определений гранта, но их можно обобщить путем предоставления авторского определения.

Грант - безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечения, под реализацию проекта, представляющего общественную ценность и другие цели с последующим отчетом о их использование. Гранты предоставляются бесплатно, без возврата и из условий, предусмотренных грантодателем. Дав определение всем этим терминам, можно сделать вывод, что они взаимосвязаны и составляют одно целое. Поэтому следует отметить, что социальные инвестиции предоставляются донорами (иностранными государствами, международными организациями, благотворительными фондами, органами государственной власти) через программы технической помощи или государственные проекты в виде грантов на конкурсной основе. Для того чтобы привлечь социальные инвестиции на территорию для развития ее территориальных общин, нужно хорошо поработать и наладить контакт между общественностью и органом местного самоуправления. В процессе привлечения социальных инвестиций можно выделить семь типичных этапов.

Этапы привлечения социальных инвестиций:

1.     Создание неприбыльной организации;

2.     Разработка стратегического плана развития громады;

3.     Поиск инвестора;

4.     Участие в конкурсе: написание и отправка заявки;

5.     Реализация проекта;

6.     Оценка эффективности осуществления проекта, отчет;

7.       Планирование дальнейшего развития и отслеживание возможности участия в новых конкурсах.[6]

Выводы. Исходя из вышепредставленных данных можно сделать вывод, что потенциал Украинских громад способен эффективно отстаивать свою гражданскую позицию, самореализовываться и решать свои насушьные проблемы.

Инвестирование же в этом процессе играет одну из ключевых ролей, наряду с организацией самой громады, и помогает реализовать проекты громад, воплотить проекты по развитию и решению проблем громад, а так же является фактором для эффективного дальнейшего развития громад Украины.

Основными проблемами механизма развития социального инвестирования в Украине являются:

·          Пассивная позиция населения, по отношению к реформации общества;

·          Сложности с поиском организаций – доноров;

·          Трудности с экономическими, нормативно-правовыми, информационными и организационными механизмами привлечения иностранного капитала;

·          Сложности, связанные с разработками проектов для привлечения инвесторов;

·          Проблемы законодательной базы страны;

·          Проблемы с дальнейшей деятельностью общин и организацией реализации новых проектов;

·          Инвесторы ощущают некоторую неуверенность и по причине постоянных изменений подходов государства к процессу привлечения инвестиций;

·          Налоги с доходов от их деятельности платятся в украинский бюджет, а не в бюджет страны-инвестора.

Решения проблем привлечения социальных инвестиций:

·          выполнение комплекса мероприятий по формированию положительного инвестиционного имиджа Украины и ее регионов, для вложения средств в их развитие;

·          усовершенствование правовой и организационной базы для повышения дееспособности механизмов обеспечения благоприятного инвестиционного климата, в частности налогового кодекса;

·          предоставление налоговых льгот для иностранных инвесторов, которые осуществляют долгосрочное инвестирование;

·          стабилизация банковской системы, а именно возврат доверия к банкам иностранных инвесторов и населения;

·          разработке региональных планов повышения инвестиционной привлекательности областей, с учетом особенностей их текущих рейтингов инвестиционной привлекательности.

Литература

1)       Каштан Н. Занятие для добрых и лояльных/ Н. Каштан // Ведомости. - 2007. - № 24. - С. 326.

2)       Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности. Санкт-Петербург, Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Петербург, 2012 – 293 с.

3)       Кричевский Н. А. Страхование инвестиций. Учеб. пособие. — М.: «Дашков и Ко», 2005. — 256 с.

4)       Майкова С.Э., Гвоздецкая И.В., Сармаева Т.А. Имидж города в системе территориального маркетинга // Маркетинг. 2011. № 4 (119). С. 56–65

5)       Хараева М. С. Сущность социальных инвестиций как экономической категории / М. Хараева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2009. - № 6.

6)       Ивлев С.С. Социально-ответственные инвестиции в мире и в России/ С. С. Ивлев // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №1. – С. 80-88.

 

Категория: Секция 4 | Добавил: Zhesha (15.03.2013)
Просмотров: 2993 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: