Суббота, 21.10.2017, 04:01
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 4

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 351.851

 

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Землянко Екатерина Александровна, студентка кафедры «Менеджмент непроизводственной сферы» Донецкого государственного университета управления
 
Докторова Надежда Петровна, к.гос.упр., доцент кафедры «Менеджмент непроизводственной сферы» Донецкого государственного университета управления

 

Постановка проблемы. Образование  и обеспечение равного доступа для его получения являются одними из приоритетных направлений государственной политики Украины на современном этапе социально-экономического развития нашего общества. Сегодня, когда в Украине происходит активный процесс трансформации схем и механизмов образования, интеграция их в европейскую и мировую образовательную систему, - становятся насущной необходимостью предложения на счет введения новых образовательных систем, инновационной стратегии образовательного процесса, рассмотрение самого образования. Поэтому созрела необходимость проанализировать с этой точки зрения созданную и функционирующую в Украине систему государственного регулирования образованием и пути модернизации управления образованием.

Анализ последних исследований и публикаций. Среди ученых, которые научно обосновали современную систему государственного управления качеством образования в Украине Н.Нижник, С.Николаенко, В.Луговой.  Из их трудов выплывают и современное толкование процессов управления образованием и учебой, их основных составляющих и основных зависимостей.

Цель статьи. Поиск путей модернизации управления качеством образования в условиях реформирования системы государственного управления образованием в Украине.

Основной материал исследования. Эффективность государственного управления качеством образования заключается в формировании единого категорийно-понятийного аппарата.  Он необходим для правильного толкования механизмов государственного управления и системы показателей качества образования. Повышенное  внимание к этим вопросам связано с переходом нашей страны на новый уровень развития и неудовлетворенностью их решения из-за недостаточной научной базы соответствующей направленности. Ведь образование является одной из основных составляющих государственной системы, ее политической, социально-экономической, культурной и научной организации [5].

На сегодняшний день в Украине происходит становление новой образовательной системы – открытой и демократичной. В ней органично соединяются средства государственного влияния с общественным управлением. Открытость системы предусматривает расширение управленческих возможностей общественного мнения, меньшую зависимость управления от влияния конкретных должностных лиц. Она изменяет нагрузку, функции, структуру и стиль центрального и регионального управления качеством образования: контроль и прямое вмешательство в учебный процесс должны уступить место гибкости, действенности решений, научно-методическим, прогностическим, экспертным, информационным и другим функциям [2].

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, определяется системой концептуальных идей и взглядов на стратегию и основные направления развития образования. Поэтому особое значение приобретает проблема качества образования, которая стала краеугольным камнем в реформировании национальных образовательных систем, как в Украине, так и во многих странах мира.

Качественный уровень образования обеспечивается в мире с помощью соответствующих механизмов, т.е. мониторинга, который понимается как система сбора, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывное отслеживание ее состояния и прогноз развития. Таким образом, мониторинг следует рассматривать как эффективное средство получения информации о функционировании образовательной системы и ее компонентов. В условиях модернизации национального образования мониторинг является очень важным, поскольку дает возможность вовремя устранить возможные просчеты и разработать стратегию дальнейшего развития образования [4].

Успех разработки и принятия к исполнению стратегии развития образованием возможен только при условии эффективной структуры управления самой системой, координации работы всех структурных элементов механизма образовательной деятельности, объединения структурных звеньев, поиска оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией функций власти. Управление образованием предусматривает выполнение государством таких основных функций, как организация, планирование, контроль и финансирование.

Модернизация управления качеством образовательной отрасли предусматривает:

-   оптимизацию организационно-управленческих структур;

-   изменения в технологии реализации управленческих функций;

- эффективное перераспределение функций и полномочий между центральными органами власти и органами местного самоуправления;

-   внедрение новой этики управления;

-   изменение форм и методов контроля;

-   создание систем мониторинга; активное привлечение к управленческой деятельности талантливой молодежи.

Открытость системы управления качеством образования ориентирована на целостный неделимый мир, его глобальные проблемы, осознание приоритетности общечеловеческих ценностей над классовыми, интеграцию в мировые образовательные структуры [3].

Стратегические направления модернизации образования и науки, сама значимость этих сфер в общественном развитии страны определяются как объективными тенденциями общеобразовательного развития, так и тесно связанными с ними внутригосударственными процессами. Переход человечества от индустриального производства к научно-информационным технологиям, а позже и формирование общества знаний объективно выдвигают в качестве наибольших приоритетов образование и науку как сферу, которая продуцирует новые знания, как сферу, которая приобщает к знаниям общество в целом и каждого отдельного человека [1].

Выводы. Совершенствование государственного управления образованием предусматривает поиск и внедрение новых открытых систем его организации с применением моделей, которые бы объединяли средства государственного влияния с общественными, обеспечение высокого уровня качества образовательных услуг, мобильности и гибкости учебного процесса в соответствии с требованиями рынка труда. Предметом особого внимания должно быть повышение эффективности государственного управления системой образования, а также разработка и внедрение действенной системы мониторинга для успешной модернизации системы государственного управления образованием.

 

Литература

1. Белоусова Н.М. Теоретические основы, особенности и социально-экономические проблемы государственного регулирования образования. –ДонГУУ, Менеджер №1(51).-2010

2.  Козарь Т.П. Перспективы и пути дальнейшей модернизации отрасли образования.- ДонГУУ, Менеджер №2(52).-2010

3. Луговой В.И. Информационное обеспечение высшей школы Украины/ Луговой В., Халикян Н.// Высшее образование Украины. – 2007. -№3

4. Нижник Н.Р. Государственное управление в Украине: централизация и децентрализация: Монография.- К.: Изд-во УАГУ при Президенте Украины, 2004

5. Николаенко С.М. Стратегия развития образования Украины: начало ХХІ века. – К.:Знание, 2006.- 253с.

Категория: Секция 4 | Добавил: Zhesha (12.03.2013)
Просмотров: 490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: