Секция 1 [13] |
Секция 2 [26] |
Секция 3 [14] |
Секция 4 [20] |
Статьи вне секций [0] |
Главная » Статьи » Секция 2 |
УДК 316.3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ Подганюк Ольга Владимировна, студентка Кафедры "Менеджмент непроизводственной сферы” Донецкого Государственного Университета Управления Беззубко Борис Игоревич, ассистент Кафедры "Менеджмент непроизводственной сферы” Донецкого Государственного Университета Управления Постановка проблемы. Сектор малого бизнеса наиболее динамично
осваивает новые виды продукции и рыночные "ниши", способствует
приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях,
непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого
предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников
сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость
оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная
инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных
отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают
альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест. Присущие малому бизнесу
гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры
способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению
оптимальной структуры экономики. Анализ последних исследований и публикаций. Следует отметить, что
изучением проблем малого бизнеса и перспективой его развития занимались многие
ученые, среди них Узунов В.Н., Кубай Н.Е., Романов
М.В., Бревнов А.А., Авдошина
Н.В., Серегин А.С., Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., В. Павлова. Цель статьи. Исследовать проблемы и перспективы развития малого
предпринимательства в Украине на современном этапе. Основной материал исследования. Малый бизнес присутствует во
всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по
сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки.
В этом заключается специфика малого предпринимательства -
пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и
социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую
адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В
силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче
проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с
изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по
сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей,
способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное
использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает
благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная
среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский
сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами,
лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником
бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий
местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий. Формирование рыночной
системы ведения хозяйства в Украине связано с ростом предпринимательской
активности во всех сферах экономики. Предпринимательство без сомнения,
отыгрывает определенную роль в реализации заданий переходного периода. При этом
успешная трансформация административно-командной экономики в социально
направленную рыночную невозможна без деятельности предпринимателей, которые
обусловливают соответствующие изменения как на микро-, так и на макроэкономическом
уровне. Одним из перспективных направлений создания конкурентно-рыночной среды
является развитие малого бизнеса. Суть и значение малого бизнеса состоит в том,
что: · он является одним из ведущих
секторов рыночной экономики; · составляет основу
мелкотоварного производства; · определяет темпы
экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП; · осуществляет структурную
перестройку экономики, быструю окупаемость расходов, волю рыночного выбора; · обеспечивает насыщение
потребительскими товарами и услугами ежедневного спроса, реализацию инноваций,
дополнительные рабочие места; · имеет высокую мобильность,
рациональные формы управления; · формирует новый социальный
слой предпринимателей-собственников; · способствует послаблению
монополизма, развития конкуренции. В настоящее время
наблюдается массовый уход отечественного бизнеса в «тень». Основными причинами
этого являются, во-первых, политическая нестабильность, а также тотальное
недоверие граждан всем без исключения ветвям власти; во-вторых, чрезвычайно
сложная налоговая система и коррумпированность разрешительных органов. Экономически развитой можно
назвать лишь ту страну, где нормально развивается малый и средний бизнес.
Украина впереди всех по количеству налогов (178 место из 178 претендентов, как
страна с самой сложной системой налогообложения, и 145 из 150 по уровню
прозрачности системы налогового кодекса) и чтобы выжить предпринимателям
приходится уходить в тень. Чуть ли не единственное
преимущество Украины перед развитыми странами с точки зрения развития малого бизнеса
- множество незаполненных
ниш. «Промышленный экспорт стимулировал рост экономики и доходов, и сейчас
развиваются строительство, торговля, которые зависят от доходов населения, – отмечает
экономист Международного центра перспективных исследований Анна Чередниченко. –
А это именно те сектора, где может себя
проявить малый и средний бизнес» [3]. Практика хозяйствования
малых предпринимательских структур в Украине свидетельствует, что они еще не
стали мощным сегментом отечественной экономики. Доля малого бизнеса в ВВП
Украины составляет 11%, а численность малых предприятий в расчете на 10 тыс.
чел. – 66; в то же время в развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет
50-60%, а на 10 тыс. чел. приходится 500-700 малых предприятий. Отсутствие
должного уровня государственного регулирования и поддержки предпринимательской
деятельности – главная причина
такой ситуации[4]. Среди причин слабого
развития отечественного сектора малого предпринимательства следует выделить,
наличие целого комплекса дестимулирующих факторов, в числе которых можно
выделить макро- и микроэкономические. К группе макроэкономических факторов,
сдерживающих развитие малого бизнеса в Украине, на наш взгляд, относятся
следующие: 1. Налоговая политика. Многие
положения нового Налогового Кодекса отрицательно повлияют на развитие малого
бизнеса. В частности, введение налога на недвижимость, расширение прав
государственных проверяющих органов, усложнение механизмов возмещения НДС,
большое количество подзаконных актов, усложняющих налоговую систему, и другие
нововведения станут серьезным препятствием развития МП в Украине. 2. Административные барьеры.
Большое количество законов, нормативных актов, инструкций запутывает
предпринимателей; предприятия повергаются частым безосновательным проверкам со
стороны государственных органов. 3. Ограниченность внутреннего
спроса и кризис сбыта на внутреннем рынке. Малый бизнес постоянно теряет
основных потребителей своей продукции вследствие снижения доходов граждан, ухудшения
уровня жизни населения. 4. Неразвитость механизмов
государственной поддержки МП. В Украине еще не сформировалась эффективная
система государственной поддержки и защиты малого предпринимательства.
Механизмы финансирования и кредитования, информационного и консультационного
обеспечения, система подготовки и кадров для предпринимательской деятельности
остаются несовершенными. 5. Теневая экономика. 33-60%
малого и среднего бизнеса Украины находится «в тени» [1]. Нередко МП вынужденно
становятся участниками теневой экономики, пытаясь избежать налогового давления
и государственной бюрократии. 6. Неразвитость инфраструктуры.
Незначительная роль объектов инфраструктуры в развитии малого бизнеса приводит
к отсутствию налаженных механизмов эффективного сотрудничества и обмена
информацией между различными организациями, поддерживающими МП. Для создания успешного
бизнеса необходимы – умение предпринимателя находить нестандартные решения,
предпринимательский талант и искренность с деловыми партнерами. Однако, даже
выполнение этих условий не способно обеспечить дальнейшее процветание МП в
Украине. Развитию малого бизнеса в Украине будет способствовать реализация
следующих мер: – совершенствование налогового
законодательства в направлении упрощения правил открытия и ведения малого
бизнеса, создания разумных, справедливых условий налогообложения МП; – развитие механизмов
привлечения финансирования для старта молодежного бизнеса (в России, например,
существует система поддержки молодых предпринимателей в виде денежных
отчислений на стартовый капитал из федеральных, региональных венчурных фондов и
других источников); – укрепление доверия к
банковской системе, повышение ее прозрачности, совершенствование системы
обучения и консультирования клиентов-представителей малого и среднего бизнеса; – повышение профессионального
уровня сотрудников государственных контролирующих органов[4]. Выводы. Малый бизнес играет в экономике любой страны
довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного
дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой
специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на
экономическом росте национальной экономики. Ныне малый бизнес в Украине
находится на этапе усовершенствования нормативно-правовой базы, обеспечение
информационных и консультационных услуг, развития сети инкубаторов-бизнесов-инкубаторов
и т.п. На протяжении всего периода существования независимой Украины
наблюдается четкая тенденция к росту численности предприятий малого бизнеса,
количества занятых в этой сфере экономики, а также увеличение удельного веса
частной и акционерной форм собственности. Литература. 1. Экономика предприятия. Под общ.
Ред. С.Ф. Покропивного.– К.: КНЭУ, 2011.– 608с. 2. Романов М.В. Фінансова
підтримка підприємництва. // Фінанси України. -№9, 2008. – С. 32-35. 3. Вернер Нелли. Как развивается
малый бизнес в Украине [Электронный ресурс] / Нелли Вернер. – Режим доступа: http://www.prostobiz.ua/biznes/razvitie_biznesa/analitika/kak_razvivaetsya_malyy_biznes_v_ukraine 4. Бревнов А.А. Организация
частного предприятия в Украине / А.А. Бревнов. 2изд.– Х.: ООО Одиссей, 2010.– 504с. | |
Просмотров: 3395 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |