Среда, 18.12.2024, 09:37
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 3

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

УДК: 33(477)

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

Панова Валерия Эдуардовна, Разорёнова Марина Игоревна, студентки

Кафедры "Менеджмент непроизводственной сферы

Донецкого Государственного Университета Управления

Беззубко Борис Игоревич, ассистент

Кафедры "Менеджмент непроизводственной сферы”

Донецкого Государственного Университета Управления

Постановка проблемы. Конкурентоспособность является наиболее часто используемым термином в современной экономике. А конкурентоспособность стран – это сложный политико-экономический инструментарий, который появился и обрел широкую популярность в течение последних 30 лет. Усиление международной конкуренции, ограниченность природных ресурсов, социальные и политические проблемы экономического развития обусловливают необходимость постоянного совершенствования системы управления конкурентоспособностью национальной экономики.

Конкурентоспособность национальной экономики в современном мире во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться. Вместе с тем украинская промышленность как в плане технико-технологической базы, так и в плане отраслевой структуры не соответствует современным требованиям. Результатом такого положения становится ее отставание от ряда развитых и новых индустриальных стран. В этой связи рост конкурентоспособности украинской промышленности является ключевой задачей возрождения экономики, перехода ее в состояние устойчивого поступательного развития.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам оценки и управления конкурентоспособностью страны посвящены труды ведущих отечественных ученых, среди которых: С. Адаманова, Л. Антонюк, С. Аптекарь, Я. Базилюк, Л. Балабанова, А. Белорус, С. Боринець, В. Вергун, Б. Губский, И. Должанский, Я. Жалило, Д. Лукьяненко, Ю. Макогон, Ю. Мацейко, В. Новицкий, В. Павлова, Ю. Пахомов, А. Пилипенко, А. Садеков, А. Стрелец, И. Фаминський, Л. Федулова, А. Филиппенко, О. Чернега, М. Шарко, А. Шнипко, А. Шубин и др..

Цель статьи. Целью данной статьи является поиск возможных источников повышения конкурентоспособности экономики Украины.

Основной материал исследования. Продвижение Украины вперед становится более значительным. Конкурентоспособность страны - это комплексный социально-экономический показатель, который учитывает практически все сферы деятельности страны. Исходя из данного показателя, можно судить об уровне жизни в стране, о развитости страны, об ее «значимости» в мире.

Проблема повышения конкурентоспособности и удержания достигнутого уровня волнует все страны. Однако методики и подходы у всех разные. Ведь невозможно разработать один эффективный метод, который бы одинаково хорошо работал во всех странах. Украине, с этой точки зрения, следует брать пример с лидеров этого рейтинга, но при этом адаптировать их приемы к отечественным условиям жизни. В контексте современных тенденций мировой экономики средне- и долгосрочная привлекательность страны для качественно новых глобальных игроков будет сомнительной. Опасность превратиться в сырьевой придаток Европы, сборочный цех для низко- и среднеквалифицированной рабочей силы, место захоронения промышленных и ядерных отходов весьма реальна.

По определению Европейской экономической комиссии ООН, для достижения высокого уровня конкурентоспособности должны выполняться следующие условия (или хотя бы часть из них): 1) экспортеры сохраняют и увеличивают свою долю на внешних рынках; 2) на продукцию с высокой добавленной стоимостью и современные технологии приходится постоянно растущая доля экспорта; 3) возрастает средняя удельная стоимость экспорта страны [1].

Существует более широкая трактовка понятия конкурентоспособности - как способности страны создать внутренние и внешние условия, дающие возможность ее бизнесу производить товары и услуги, выдерживающие испытание международными рынками, а ее населению - постоянно повышать доходы и качество жизни. То есть конкурентоспособность страны - это ее способность обеспечить устойчивый экономический рост.

Конкурентоспособность является одновременно и средством (где цель - повышение уровня жизни), и целью (только более конкурентоспособные страны имеют более высокий уровень жизни), что делает ее чрезвычайно привлекательной для использования в социально-экономической политике.

В мире существует две основные «школы» рейтингования конкурентоспособности стран. Гарвардско-давосская (World Economic Forum) и лозанская (IMD Lаusanne) методики служат инструментом постоянной корректировки политики стран по формированию факторов устойчивого роста.

Ежегодно Давосский форум публикует Глобальный доклад о конкурентоспособности, включающий данные по странам, на которые приходится более 95% объема мировой экономики. Лозаннский институт выпускает Мировой ежегодник конкурентоспособности.

При некоторых незначительных различиях в методологии суть подхода в том, чтобы, измерив и проранжировав множество показателей по отдельным странам, вывести синтетический показатель, который поставит конкретную страну в мировой табель конкурентоспособности.

Так, Лозаннский институт агрегирует и анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, в том числе: 83 экономических показателя (макроэкономическая оценка национальной экономики, внешняя торговля, иностранные инвестиции, занятость и цены), 77 показателей эффективности правительства и управления (степень содействия правительственной политики конкурентоспособности компаний - государственные финансы, фискальная политика, институциональная зрелость, корпоративное законодательство, соци-альная среда), 69 показателей эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности - производительность труда, развитие рынка труда, практика и качество менеджмента, ценности и отношение к работе), 94 показателя инфраструктуры (степень его соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса - развитость базовой, технологической, научной и социальной инфраструктуры, состояние образования, здравоохранения и окружающей среды) [2, c. 47-51]. В 2007 году Украина заняла в рейтинге ВЭФ 73 место (из 131), поднявшись на 5 позиций по сравнению с 2006 годом (78 место). Конкурентоспособность является результатом определённых мер, регулируемых государством.

Выделяя меры по развитию промышленности в Украине как основы экономического роста, следует акцентировать внимание на таких основных элементах современной промышленной политики в Украине.

1. Поддержка промышленной инфраструктуры:

– транспортной инфраструктуры (включая портовую и трубопроводную);

– инновационной инфраструктуры;

– образовательной и научно-технической инфраструктуры (системы вузовского и профессионально-технического образования во взаимосвязи с научными учреждениями);

– социальной и коммунальной инфраструктуры.

Данные направления дают позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для всех остальных компаний. Благодаря развитию этих направлений улучшатся условия деятельности всех компаний (например, наращивание пропускной способности отечественных портов будет способствовать росту не только прибыли компаний-операторов, но и компаний-экспортеров, для которых расширяется доступ на внешние рынки).

2. Таможенная политика. В условиях Украины использование импортных пошлин в интересах промышленной политики должно концентрироваться на поддержке новых и развивающихся отраслей. Это относится, прежде всего, к отраслям, выпускающим высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции. В свою очередь, целесообразно снизить ставки импортных таможенных пошлин на те виды оборудования, которые не производятся на территории Украины и выпуск которых не может быть налажен в ближайшей перспективе [3].

3. Поддержка инноваций и развитие индустрии информационных технологий. Необходима разработка механизмов финансирования высокоэффективных инновационных проектов, поддержка и стимулирование инвесторов за счет предоставления гарантийных залоговых резервов под реальные активы, развития лизинга уникального научного оборудования. Государство должно создать и поддерживать банк данных инновационных проектов и единую национальную систему учета научно-технических результатов по перспективным направлениям развития науки и технологий; подготовить совместно с бизнесом механизмы отбора и коммерциализации научно-технических результатов; отладить систему страхования рисков внедрения нововведений.

4. Использование политики закупок в интересах развития промышленности. При этом промышленная политика закупок должна быть направлена на:

– повышение уровня требований государственных заказчиков к закупаемой продукции в целях предоставления гарантированного спроса отечественным предприятиям, обеспечивающего им время для "подтягивания" уровня их товаров до импортных аналогов;

– ужесточение контроля инвестиционной деятельности "естественных" монополий;

– распространение практики электронных торгов.

5. Укрепление финансового сектора экономики: усиление роли и активизация долгосрочной кредитной деятельности со стороны банков, развитие финансовых рынков, использование новых финансовых инструментов.

6. Использование технического регулирования как элемента промышленной политики, который направлен, прежде всего, на устранение изъянов рынка, связанных с неравномерным распределением информации между его участниками. Именно посредством технического регулирования, дополняемого, где это необходимо, различными мерами экономического регулирования и антимонопольной политики, могут быть не только восполнены несовершенства рыночного механизма, но и созданы благоприятные условия для его формирования.

7. Экономический потенциал включает в себя человеческий, ресурсный, научно-технический, институциональный и производственный потенциалы. Для того чтобы реализовать потенциальные возможности экономики страны по максимуму, воплотить в жизнь все государственные планы и программы общественного развития, необходимо правильно расставить акценты, найти область, в которой имеющийся экономический потенциал раскроется на все 100%, определить сильные и слабые стороны. Учитывая тот факт, что каждая страна имеет свои неповторимые особенности (географические, природные, демографические, социально-экономические и т.д.), задача обеспечения сбалансированного развития усложняется. Это значит, что данная задача может быть решена только посредством регулирующего влияния государства на экономику страны [4].

Кроме узконаправленных мер в части реализации промышленной политики, для успеха экономического роста должны быть реализованы и макроэкономические меры. Подобная необходимость объясняется тем, что государство несет ответственность за снижение предпринимательских и инвестиционных рисков для субъектов экономической деятельности.

Меры общеэкономического характера должны включать:

1. Налогообложение, не тормозящее предпринимательскую и инвестиционную активность (расширение практики использования налогового кредита при инвестировании, уменьшение ставки единого социального налога и др.)

2. Снижение административных барьеров.

3. Защиту прав собственности. Государство должно предоставлять инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантии от неблагоприятного изменения налогового и другого экономического законодательства.

4. Изменение акцентов антимонопольной политики. В условиях глобализации и ужесточения международной конкуренции в работе антимонопольных органов желательно сместить акцент с выдачи разрешений на слияние компаний и концентрацию капитала в сторону противодействия злоупотреблением монопольным положением. Нет проблемы в создании крупных транснациональных компаний на базе украинского капитала. Опасность возникает тогда, когда такие компании начинают злоупотреблять монопольным положением на внутреннем рынке. Именно в этих случаях государство должно активно применять формы антимонопольной борьбы (принудительное разделение бизнеса, продажу его частей не аффилированным структурам, регулирование цен или закупочной политики монополий и т.д.).

5. Регулирование цен, тарифов и валютного курса.

6. Прогнозирование. Система государственного прогнозирования должна искать точки прорыва, преодоления нынешнего инерционного развития, определять будущие наиболее выгодные рынки, перспективы развития спроса и технологий, проводить анализ рисков и т.д.

Выводы. Концепция конкурентоспособности может стать мощной «национальной идеологией» и в Украине - такой, как она стала в Сингапуре, Малайзии, Эстонии, Великобритании или США. В стране есть потенциал для создания конкурентоспособной экономики: достигнуты неплохая технологическая готовность компаний, качество высшего и среднего образования. Однако эти факторы не используются для развития инновационности. В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования — важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода украинской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

Литература

1. Карась М.А. Повышение конкурентоспособности экономики Украины как одна из проблем рыночной экономики / М.А. Карась, 2008.- 200 с.

2. Блэнк Дж. Оценка конкурентоспособности страны в условиях политических изменений / Блэнк Дж.- К.: Наука, 2007.- 206 c.

3. Полунеев Ю. Конкурентоспособность страны как национальная идея/ Ю. Полунеев // Зеркало недели № 27, 2007.- 36 с.

4. Подгорный В.В. Украина ХХI века: обустройство страны в условиях глобализационных вызовов/ В.В. Подгорный.- Русский мир. Украина, 2012.-20с.

Категория: Секция 3 | Добавил: Zhesha (15.03.2013)
Просмотров: 2213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: