Секция 1 [13] |
Секция 2 [26] |
Секция 3 [14] |
Секция 4 [20] |
Статьи вне секций [0] |
Главная » Статьи » Секция 4 |
УДК 378.4 БОЛОНСКИЙ
ПРОЦЕСС ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА Милованова
Александра Геннадиевна, Ишханова Инна Рубеновна, студенты кафедры «Менеджмент
непроизводственной сферы» Донецкого государственного университета управления Кашуба Ольга
Васильевна, преподаватель кафедры «Менеджмент непроизводственной сферы»
Донецкого государственного университета управления Постановка
проблемы. В
настоящее время современное общество не совсем адекватно воспринимает изменения
в социальных сферах, но никто не может противостоять внедрению изменений, а
нужны пути решения такой проблемы, и для этого необходимо преобразовать не
конкретно систему развития новых моделей жизни, а подготовку людей к таким
изменениям, учитывая непосредственно их мнение. Анализ
последних исследований и публикаций
свидетельствует о том, что проблемы и особенности развития системы высшего
образования Украины достаточно глубоко и содержательно раскрываются
исследователями в разных контекстах и аспектах. Так, В. Журавский, М.
Згуровский акцентируют внимание на главной роли Болонской декларации в
управлении созданием « единого европейского простора высшего образования», Т.
Лукша указывает на необходимость внедрения государственного механизма внешнего
оперативного и объективного оценивания достигнутого состояния в образовании. Н.
Бондарчук освещает ряд проблем в реформировании высшего образования, связанных
с угрозой потерять лучшие образовательные традиции, снизить национальные
стандарты качества образования. Однако, вопрос мониторинга и выявления
особенностей приближения украинских высших учебных заведений к Болонской
системе образования рассмотрены недостаточно.[7] Цель статьи. Цель статьи заключается в
исследовании Болонского процесса, студенческой жизни в этом процессе, выявление
основных причин негативного мнения студентов о данной системе и поиск выхода из
данной ситуации. Основной
материал исследования. Болонский
процесс – могучее средство технологизации образования, которому не придается
достаточно внимания только в силу малой образованности политиков. В это время в образовании
господствует анархический авторитаризм (модифицированный демократический
централизм, кто еще помнит советскую действительность). На одну единицу
продукции высшего образования может быть выдано до четырех дипломов (младший
специалист, бакалавр, специалист, магистр), и все это без отрыва от основного
производства. Все эти дипломы можно получить, числясь студентом одного и того
же высшего учебного заведения.[1] Основные цели Болонского процесса: - построение европейской зоны высшего образования как
ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью
трудоустройства; - формирование и укрепление интеллектуального,
культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение
престижности в мире европейской высшей школы; - обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с
другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;
достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего
образования; повышение качества образования; - повышение центральной роли университетов в развитии
европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как
носители европейского сознания.[2] Казалось бы, что нет недосягаемых целей
для такой, на первый взгляд, простой системы образования, но сразу же возникает
ряд вопросов – А найдуться ли достаточно рабочих мест для наших студентов?
Нужно ли будет такое количество студентов с одинаковыми дипломами? И что делать
с коррупцией, которая не дает Болонскому процессу полностью себя реализовать?
Эти вопросы прошли мимо и до сих пор остаются в тени. Правительства стран ЕС согласились с
необходимостью объединить свои высшие учебные заведения в единую сеть
образовательных учреждений. Они поняли, что пришло время дать возможность,
более того - стимулировать желание студентов мигрировать в рамках Европы в
соответствии с их личными интересами, наличием вакансий в ВУЗЕ, тематикой
лекций, имиджем местной профессуры, желанием молодых людей к перемене мест и, в
конечном итоге, в соответствии со спросом на рынке труда. Университеты должны
поощрять мобильность студентов и преподавателей, должна быть разработана общая
политика предоставления стипендий, а также равнозначности статуса, знаний и
экзаменов, без предвзятой мысли о национальных дипломах.[3] Учитывая научные традиции отечественной
научной школы, нужно рассмотреть Болонский процесс сквозь призму возможностей
повышения эффективности функционирования системы учебы. Хочется верить, что
Украина сделает правильный выбор, и Украиной будут руководить отечественные
квалифицированные кадры, которые отстаивают национальные интересы. Наивысшее
благо - знание, и его нельзя отнять.[3] Практическое осуществление учебного
процесса по кредитно-модульной системе дало возможность выяснить преимущества и
недостатки этой системы, которые являются более или менее общими для многих
учебных заведений Украины. К преимуществам относятся: - мобильность, т.е. возможность членов образовательного
пространства продолжать обучение в других странах, возможность благодаря
стандартизации дипломов трудоустраиваться в других странах; свободный выбор
предметов студентами; - увеличение роли студенческого самоуправления; - переориентацию на работу студента в течение всего
семестра, а не на испытательной сессии. В свою очередь, к недостаткам относят то,
что: - практически невозможно реализовать принцип
мобильности; - отсутствует фактическая возможность свободного выбора
студентами предметов; - студентам трудно проверить количество полученных
баллов в течение семестра; - трудно получить необходимую учебную литературу и
материалы для самоподготовки; - уменьшается доступность образования; - наблюдается ухудшение ее качества; - значительно увеличивается нагрузка на
преподавателей.[4] Отсюда следует, что минусов
гораздо больше и все они реальны. Студентам не дали возможности осознать всю
сложность Болонсконо процесса. Во время обучения в школе речь шла совершенно о
другом, все конечно знали, что Украина гонится за Европой, но должны были
проводиться эксперименты, разговоры, тренинги и ни в коем случае нельзя было
так резко перестраиваться. Основной притензией к нашему министерству
образования среди небезразличных студентов было и есть то, что мнением
собственно студентов никто так и не поинтересовался. Студенты, также, часто обращают внимание
на такой негативный момент, как большая загруженность преподавателей вследствие
большого количества домашних заданий.[5] Давайте взглянем на «квалифицированного
работника», согласно с современным «раскладам»: -
каждый день автоматически
приходит на работу; -
прекрасно
выполняет большое количество элементарных заданий). Может быть, это лишь случайное
совпадение, что Болонская система в сочетании с украинской привела к подобному
«раскладу». Но, возможно, в глубинах подсознания Европа все же чувствует, что
ей нужны не квалифицированные работники, а дипломированные специалисты... Если добавить ко всему вышеперечисленному
тот факт, что Болонская система предусматривает очень узкую специализацию, то
становится совсем не удивительно, что большие университеты, в особенности те,
которые больше ориентированы на естественные специальности, не спешат внедрять
у себя Болонскую систему организации учебного процесса. Говоря прямо, Болонская система – это
система, которая будет продуцировать безынициативную рабочую массу... которой потом очень просто руководить. Что можно сказать об Украине в контексте
Болонского процесса, то факт присоединения к процессу не решает ни одной из
существующих в украинском образовании и науке проблем, а некие (например,
взяточничество) даже углубляет. Этот шаг со стороны нашего правительства
приведет также и к тому, что таких "специалистов" будут штамповать и
у нас.[6] Выводы. Можно сделать вывод, что Болонский процесс
сформировал не очень хорошее мнение о себе в студенческих кругах. Почему
студенты должны смотреть на Европу, если все это происходит в Украине? Зачем
преобразовывать украинское образование, если наш менталитет еще не «вырос» для европейских
моделей жизни? В первую очередь нужно сделать акцент на
украинских жителях, а готовы ли они быть частью Европы и подражать ее
принципам? Поэтому самая большая ошибка Болонского процесса - это несвоевременное
и внезапное появление в жизни Украины, что вызвало такую бурную негативную
волну. Литература 1.Пахотина М.В., Пахотин К.К. Болонский процесс: вызовам –
адекватные ответы![Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=44622 2. Болонский процесс в Украине.[Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.parta.com.ua/ext_testing/bologna_process/ 3. Цели участников Болонского процесса.[Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://masters.donntu.edu.ua/2009/eltf/dvinyanin/library/source3.htm 4. Болонский
процесс в Украине. Преимущества и недостатки системы.[Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://bolonskij.blogspot.com/2009/12/blog-post_102.html 5. Болонская система в Украине. Критический взгляд.
Часть 3.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xtls.org.ua/statya.php?id=33 6. Болонская система в Украине. Критический взгляд.
Часть 4.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xtls.org.ua/statya.php?id=34 7. Актуальні проблеми управління зовнішноьекономічною
діяльністю підприємств України ( Збірник науковіх праць студентів спеціальності
"Менеджмент зовнішноьекономічної діяльності" Донецького державного
університету управління). - Випуск VI.- Донецьк, ДонДУУ, 2009.- (441 с.) – С.
417. | |
Просмотров: 2126 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |