Пятница, 29.03.2024, 16:01
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Главная » Статьи » Секция 4

ОПЫТ СТРАН ЕС В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕХИИ)

УДК  613:339.923(437)

 

ОПЫТ СТРАН ЕС В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕХИИ)

 

Дементенко Ольга Валерьевна, студентка кафедры «Менеджмента в непроизводственной сфере» Донецкого государственного университета управления

 

Докторова Надежда Петровна, к. гос. упр., доцент кафедры «Менеджмента в непроизводственной сфере» Донецкого государственного университета управления

 

Постановка проблемы. Отрасль здравоохранения Украины нуждается в глобальном реформировании. Выраженный дефицит финансирования, неэффективное распределение ресурсов, отсутствие механизмов возмещения стоимости привели к значительному снижению доступности медицинской помощи для населения. Как известно, лучше учиться на чужих ошибках. Извлекая нужные уроки из опыта реформирования сектора здравоохранения европейских стран, Украина может построить собственную эффективную модель, которая обеспечит справедливость и равенство в доступности качественной медицинской помощи для всех слоев населения.

Цель статьи. Рассмотреть сходство и различия системы здравоохранения в Украине и стран ЕС (на примере Чехии). Благодаря этому определить шаги усовершенствования системы здравоохранения Украины для оказания эффективной и качественной медицинской помощи.

Основной материал исследования. Системы здравоохранения, унаследованные странами бывшего социалистического лагеря, обеспечивали всеобщее медицинское обслуживание и характеризовались широким охватом населения. Доступ к медицинским услугам не был ограничен финансовыми аспектами. С другой стороны, качество медицинского обслуживания не соответствовало стандартам, применяемым в промышленно развитых европейских странах. Методы и способы лечения либо устарели, либо становились все менее эффективными одновременно с ростом хронической заболеваемости, увеличением численности пациентов. Подобная структура оказалась несостоятельной в финансовом отношении из-за такого недостатка, как чрезмерное количество больниц, койко-мест и врачей.

На протяжении последних 10 лет экономические реформы сопровождались реформированием системы здравоохранения в большинстве стран Европы [3]. Среди наиболее характерных реформ можно отметить:

-       внедрение новых систем социального страхования;

-       децентрализацию и выборочную приватизацию медицинских учреждений;

-       усиление роли первичного и амбулаторного обслуживания;

-       сокращение больничного хозяйства и внедрение новых методов наблюдения за состоянием здоровья населения;

-       развитие соответствующей инфраструктуры.

В системе здравоохранения Украины за годы независимости практически не произошло существенных изменений, кроме возникновения сектора приватных медицинских услуг. В последнее время вопрос о необходимости реформирования отрасли здравоохранения в нашей стране приобрел особую остроту. В его решении Украине может оказать помощь опыт стран ЕС. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть реформы здравоохранения в той стране, которая получила членство в ЕС относительно недавно. Для примера возьмем Чехию. С мая 2004 г. она — член ЕС. Чешское правительство провело полную реорганизацию системы здравоохранения. В стране была внедрена система страховой медицины. Сегодня в Чехии существует четкое разделение первичной, вторичной и третичной медицинской помощи [2].

Первичная помощь организована на региональном уровне. Врачи — поставщики услуг первичной медицинской помощи, преимущественно частнопрактикующие (98%). Граждане могут свободно выбирать врачей первичного звена, к которым относятся специалисты общей практики для взрослых, а также детей и подростков, гинекологи и стоматологи.

Вторичную медицинскую помощь оказывают амбулаторно и в клиниках. Специалисты, предоставляющие услуги амбулаторной помощи, обычно работают частным образом. С другой стороны, большинство больниц находятся в коммунальной собственности района или муниципалитета. Государство в, свою очередь, управляет университетскими клиниками и специализированными медицинскими учреждениями. Есть и частные больницы, как коммерческие, так и не коммерческие. Однако лишь 9% коек в Чехии являются частными. Страховые фонды компенсируют лишь операционные затраты больниц, находящихся в государственной собственности, а также университетских клиник. Капитальное инвестирование обеспечивается государством или региональными органами государственной власти. Все больницы, независимо от формы собственности, заключают контракты с фондами страхования здоровья. В Чехии действует 216 больниц и 218 центров для медицинской помощи пациентам со специальными потребностями.

Финансирование системы здравоохранения в Чешской республике основано на принципе солидарности и справедливости, его основным источником являются государственные средства. Финансирование первичного звена медицинского обслуживания населения осуществляется из фонда обязательного медицинского страхования, которым обеспечивается почти 80% расходов сектора здравоохранения, в то время как общие налоги покрывают лишь 11%. Частное добровольное страхование здоровья и наличный расчет составляют лишь 7%.

Фонд обязательного медицинского страхования наполняется за счет взносов работающих граждан, которые составляют 4,5% их доходов, и работодателей — 9%. Частные предприниматели отчисляют 13,5%, однако не более 35% от задекларированной ими прибыли. Существует 9 фондов медицинского страхования. Они конкурируют друг с другом, обсуждая контрактные условия непосредственно с частными поставщиками услуг медицинской помощи. Возмещение расходов базируется на принципе оплаты за услугу. Общий фонд страхования здоровья является наибольшим, и его платежеспособность гарантируется государством.

Сегодня регуляторная политика в системе здравоохранения Чехии направлена на продолжение внедрения стандартов ЕС, для повышения уровня социальной защиты. Министерство здравоохранения совместно с министерством труда Чехии, при поддержке партнеров из Великобритании, реализовали совместный проект. Он был направлен на приведение системы компенсаций в соответствие с нормами ЕС и позволил достичь значительных результатов. В конце 2002 г. при содействии специалистов из Финляндии стартовал следующий проект по внедрению модели социальной защиты, соответствующей нормам ЕС. Кроме того, данный проект направлен на усовершенствование системы расчетов за медицинские услуги между странами, взаимное признание лицензирования специалистов отрасли, стандартов медицинских и социальных услуг, прав пациентов.

В Украине же после обретения независимости последовательно создавалась законодательная база, которая сегодня характеризуется фрагментарностью и сложностью, с дублированием и нечетко определенными векторами подотчетности финансовых и материальных ресурсов [1]. При этом существует значительный дефицит финансирования. Имевшие место изменения законодательства не привели к структурным изменениям системы здравоохранения. Очевидно, что острые проблемы в системе здравоохранения возникли вследствие неэффективности финансирования системы, ее планирования и регуляции.

В Украине четкой разницы между первичной и вторичной помощью не существует. Предоставление первичной помощи основано на территориальном принципе. Определенная территория закреплена за учреждением первичной медицинской помощи и разделена на участки. Каждый из них обслуживается терапевтом.

Система стационарной медицинской помощи имеет разветвленную, обширную инфраструктуру и поглощает львиную долю ресурсов, которые расходуются на содержание излишнего коечного фонда. Стационарную помощь предоставляют сельские и муниципальные больницы, специализированные городские диспансеры. Акушерская и гинекологическая помощь предоставляется родильными домами и находящимися у них в подчинении женскими консультациями.

Государственные бюджетные средства остаются основным официальным источником финансирования здравоохранения. Почти 80% расходов покрывается из местных бюджетов, а остальные 20% — из национального. Контроль над расходами осуществляется соответственно местными органами власти и Министерство Здравоохранения Украины. Вследствие дефицита бюджетного финансирования вся надежда — на частные источники. Принимая во внимание неофициальные платежи, общая доля прямых расходов населения достигает 50% общих расходов на здравоохранение. Добровольное страхование здоровья легализовалось в 1996 г., оно составляет лишь 1% общих расходов на здравоохранение. Сеть неправительственных организаций, таких как кредитные союзы, фонды, из которых осуществляется финансирование в связи с утратой трудоспособности, были созданы для мобилизации ресурсов в системе здравоохранения. Однако они покрывают лишь незначительную часть населения, потому их влияние на уровень расходов на здравоохранение ограничено. Украина получает финансирование на охрану здоровья из разнообразных внешних источников, включая помощь от международных организаций и отдельных стран. Однако в целом деятельность донорских структур незначительна и не имеет значительного влияния на общий объем финансирования сектора здравоохранения.

Выводы.  Из всего вышесказанного видно, что в системе здравоохранения Украины существует много проблем. Причинами их возникновения являются:

-       отсутствие связи между качеством полученной медицинской услуги и расходами на ее финансирование;

-       отсутствие мотивации медицинских кадров к качественному труду;

-       неэффективное использование бюджетных средств на медицину;

-       неэффективное управление отраслью, включая управление финансовыми потоками.

Исходя из этого, мы можем определить основные цели и задачи реформирования медицинской сферы Украины для улучшения здоровья населения, обеспечение равного и справедливого доступа всех членов общества к необходимым медицинским услугам необходимого качества.

 Для достижения поставленной цели необходимо:

1)    повысить качество медицинских услуг, создать прямую зависимость между качеством предоставленной медицинской помощи и финансированием медицинских учреждений и их работников;

2)    улучшить эффективность финансирования путем повышения рационального использования государственных средств;

3)    подготовить условия для перехода на страховую медицину;

4)    четкое разграничение по функциям первичного, вторичного и третичного уровней медицинской помощи в нормативных актах;

5)    проведение оптимизации, структурной реорганизации отрасли и концентрации финансов и управленческих функций путем создания госпитальных округов с центрами первичной медико-санитарной помощи.

 

Литература

1.     Министерство здравоохранения Украины [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.moz.gov.ua/ua/portal/

2.     Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы [Пер. с англ. публикации ВОЗ] – М.:ВЕСЬ МИР, 2010. – 352 с.

3.     Чем отличается здравоохранение в Европе: подробно [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://medpravda.com/chem-otlichaetsya-zdravooxranenie-v-evrope-podrobno/

 

Категория: Секция 4 | Добавил: Zhesha (15.03.2013)
Просмотров: 1455 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: