Секция 1 [13] |
Секция 2 [26] |
Секция 3 [14] |
Секция 4 [20] |
Статьи вне секций [0] |
Главная » Статьи » Секция 4 |
УДК 330.322:004.738.5 ПРОБЛЕМЫ
ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Гунченко
Сергей Сергеевич, студент кафедры «Менеджмент непроизводственной сферы»
Донецкого государственного университета управления Ободец
Роман Васильевич, к. гос. упр., доцент кафедры «Менеджмент непроизводственной
сферы» Донецкого государственного университета управления Постановка
проблемы. На
заре становления социальных сетей в Рунете хороший доход мог принести любой
мало-мальски оригинальный проект, затраты же были минимальными, так как новый
сервис сразу привлекал внимание аудитории. Время было такое, что разработчики
могли себе позволить ориентироваться на западные продукты. Сегодня для создания
успешного проекта придется целиком и полностью создавать продукт
самостоятельно, что потребует, конечно, больших усилий и существенных денежных
вливаний. Анализ
последних исследований и публикаций. Исследования в области инвестировании в
социальные сети проводят владельцы проектов данного типа: Марк Цукерберг, Павел
Дуров, Джек Дорси, Эван Уильямс, Биз Стоун, Сергей Коркин, Альберт Попков, Юрий
Мильнер. Помимо выше перечисленных бизнесменов надо еще отметить блогеров: Денис
Терехов, Антон Носик, Евгений Ефимов. Цель
статьи: исследование
проблем инвестирования в социальные сети. Основной
материал исследования. Термин социальной сети был введен в 1954 году
социологом Джеймсом Барнсом. На тот момент, социальной сетью являлась
социальная структура, состоящая из групп социальных объектов (людей или
организаций) и связей между ними. Общеупотребляемым выражением социальная сеть
стала именно применительно к Интернету (название «social network» давно прочно
вошло в английский язык). Что в данном случае подразумевает, веб-сайт с
возможностью указывать какую-либо информацию о себе, либо объекты интересов, по
которым аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети. Шесть лет назад социальные сети в
русском сегменте интернета были представлены лишь онлайн-дневниками
(LiveJournal.ru, LiveInternet.ru) и сайтами знакомств, из которых к концепции
соцсетей наиболее близок LovePlanet.ru. В 2006 году появились первые
«классические» сети - Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru. Они мгновенно приобрели
популярность, а число их пользователей по сей день непрерывно растет. Причем
жители СНГ не одиноки в своем пристрастии. Запад давно «сидит» в сетях. Такие
сайты, как, Facebook, MySpace, Twitter, Google +, Xing, LinkedIn
- самые популярные интернет-ресурсы в мире. Причем, к радости их создателей,
популярность проектов с годами не снижается. Стоимость сетей увеличивается с
каждым годом, а доходы их владельцев исчисляются миллиардами долларов. 2007 год принес Рунету настоящий бум
социальных сетей. Количество пользователей самых популярных проектов -
Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru - выросло в четыре-пять раз за считанные месяцы.
Появились и другие более или менее успешные сервисы - Privet.ru, Mirtesen.ru,
Ruspace.ru, 7ruk.ru, My.mail.ru и т. д. Одни просто клонируют чужие идеи с
минимальными изменениями, другие претендуют на оригинальность. Но все же, залог
успешности проекта - уникальная идея. Ниша социальных сетей постепенно
заполняется, и далеко не у всех проектов большое будущее. По мнению социологов,
на провал обречены примерно половина, еще 15-20% останутся площадкой для узкого
круга. Это заставляет задаться вопросом: а есть ли еще место для успеха? "В СНГ
полноценных социальных сетей раз-два и обчелся: LiveJournal.ru,
LiveInternet.ru, Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru. Так что Рунет вместит еще не
одну сотню проектов”, - убежден управляющий партнер консалтингового агентства
"Социальные сети” Денис Терехов. [1] Серьезный подход к созданию социальной сети
предполагает четыре шага. Первый -
маркетинговое исследование рынка. Необходимо выяснить, что уже существует,
какие сервисы востребованы у потребителей, а какие им не нравятся, чего не
хватает в существующих сетях. После обработки информации можно начинать писать
концепцию - это шаг номер два. Третий - закупка необходимого оборудования с
нужными мощностями. К этому моменту уже будет примерно известно, сколько места
потребуется для хранения данных, сколько следует оставить в резерве, какие
серверы понадобятся. Параллельно можно работать над четвертой задачей - сайтом:
нужно найти команду программистов (если сами учредители ими не являются) и
веб-дизайнеров и в конце протестировать получившийся продукт.
И вот на третий и четвертый шаг нужны немалые инвестиции. По подсчетам
специалистов, минимальный объем первоначальных инвестиций в создание сети -
минимум 150 тыс. долл. При этом нужно учитывать, что и после запуска проекта
портал, разумеется, придется поддерживать. Затраты на него будут расти
сообразно увеличению числа пользователей: понадобятся новые мощности, возрастет
потребность в поддержке и администрировании. "Когда у социальной сети
появляются обороты, а у создателей амбиции и желание развивать портал, то есть
готовиться к сотням тысяч новых пользователей, экономика предприятия перестает
чем-либо отличаться от затрат любого другого крупного сайта, - объясняет
руководитель блогов компании СУП Антон Носик. - Возникает штат программистов,
разработчиков, администраторов, дизайнеров, сотрудников службы поддержки.
Образовывается отдел маркетинга и продаж, кадровая служба. Заодно бухгалтерия и
юридический департамент. Словом, серьезный проект способен поглощать сотни
тысяч долларов со свистом. Годовые затраты растущей массовой соцсети вполне
могут исчисляться миллионами долларов”. Но, разумеется, до таких масштабов сеть
дорастает не за год. Когда появится необходимость в аренде помещения под офис,
проект уже будет приносить доход. Отдельный вопрос - расходы на раскрутку.
Минимальный порог расходов на рекламу составляет не менее 100 тысяч долл.,
однако рост конкуренции заставляет владельцев новых проектов тратиться на
рекламные кампании куда значительнее. По мере роста числа пользователей у
создателей социальных сетей неминуемо возникают проблемы с капиталом -
приходится совершенствовать техническую составляющую проекта, нанимать новый
персонал. Выход приходится искать на стороне. Огромная аудитория привлекает
инвесторов. Инвесторы бывают разные. Например,
бизнес-ангелы вкладывают просто
так в 100% риск, но дают, как правило, не
больше 100 тыс. долларов. Сейчас есть достаточно людей, готовых рискнуть
такими суммами, а успех многих интернет проектов привлекает в эту категорию все
больше инвесторов. Следующая стадия - венчурные фонды. Они могут вложить от 200 тыс. до
пары миллионов на начальных стадиях под бизнес-план и команду. Под поздние
стадии (уже появляются EBITDA) они вкладывают десятки и даже сотни миллионов. Для инвесторов важно, кто представляет
проект и как. Например, если за проектом
стоит выпускник Стэнфордского университета (Stanford University) - это значительно повышает доверие инвесторов.
Одной идеи недостаточно, обычно требуется действующий проект (пусть в
эскизном виде) и команда, готовая его развивать. [2, 345] Заранее рассчитать доходность
интернет-проекта невозможно. Так, проект Vspomni.ru ориентирован на
представителей старшего поколения. Размер инвестиций в него, по мнению сторонних
экспертов, составляет $400-500 тыс. Насколько успешным будет сайт было неизвестно,
но инвесторы были полны радужных надежд, они планировали привлечь около 8 млн
активных пользователей за год. Но на данный момент ни такой социальной сети, ни
такого сайта не существует. Владельцы данного проекта объяснят закрытие ресурса
тем, что он не получил широкой популярности у аудитории, а посещаемость на нем
была слишком малой. У большинства даже опытных инвесторов и
разработчиков нет четкого понимания, где же деньги в том или ином стартапе или
интернет-проекте, где монетизация, чего ждать от него в ближайшем и отдаленном
будущем. Поэтому часто бывает так, что очень
перспективный по всем показателям проект оказывается провальным, а другой
приносит огромную прибыль совершенно неожиданно даже для собственных
создателей. На российском рынке уже есть примеры,
когда всего за год-два создатели "отбивали" вложенные средства,
продав часть своих акций. Так поступили владельцы сети "Мир тесен".
За 60% компании инвестиционный холдинг "Финам" заплатил около 2 млн.
долл. в марте 2008 года. При этом сеть была создана летом 2007 года, а к
моменту продажи количество пользователей составляло 320 тыс. человек. По оценкам экспертов, осенью 2007 году
латвийская компания Forticom купила у владельца ООО "Одноклассники"
Альберта Попкова 30% акций за 10 млн. долларов. При этом самой социальной сети
удалось окупить расходы на создание и развитие сети уже в 2008 году. В 2007
году "Одноклассники" получили с рекламы 1-2 млн. долл., а в 2008 году
эта цифра выросла до 15 млн. долл. [3] При этом вероятность того, что проект
может и не окупиться, весьма высока. В качестве довольно неудачного стартапа
социальной сети можно назвать Top4top.ru, главными лицами которого стали
известные ведущие Дмитрий Дибров и Лев Новоженов. Компания Russian Media в
январе 2008 года заявила о намерении вложить в создание этой сети около 15 млн.
долл. По телевидению и в Интернете прошла дорогостоящая рекламная кампания,
однако на исходе первого года существования этого "проекта для
интеллектуалов" говорить о том, что Top4top.ru стал успешным ресурсом, не
приходится. А эксперты удивляются, на что могли пойти такие огромные деньги,
ведь от других проектов, куда было вложено гораздо меньше, Top4top.ru по своему
сервису практически не отличается, а в технической части даже уступает. "Данный
ресурс не предлагает своим посетителям ровным счетом ничего оригинального, -
объясняет один из экспертов. - Сколько бы ни вложили инвесторы в раскрутку,
сервисы не станут совершеннее и интереснее. Сайт представляет собой гремучую
смесь из блогов, элементов простейшей социальной паутины и новостной ленты -
как говорится, "что интересно, то не ново, а что ново, то неинтересно”. При
этом интерфейс довольно неудобный, а контент не слишком насыщенный. Так не
привлечешь пользователей, а значит, и рекламодателей”. Выводы.
Подытоживая
все вышеперечисленное, можно сказать, что заранее рассчитать доходность проекта
не представляется возможным. Американская писательница Эстер Дайсон очень точно
сравнила интернет-бизнес с "ездой в тумане в условиях ограниченной видимости”,
то есть любой долгосрочный прогноз здесь не что иное, как гадание на кофейной
гуще. Прибыль от рекламы просчитать сложно еще и потому, что крупные
рекламодатели, работающие через большие агентства, довольно консервативны и
предпочитают размещать информацию о своих товарах в поисковых системах и на
почтовых ресурсах. Однозначно можно сказать, что у социальных сетей все только
начинается, в ближайшие годы нас ждет бурное развитие этого интересного
феномена современности. Сети будут превращаться в полноценные платформы для тех
или иных сфер жизни. Прежде всего, нас ожидает тотальная и повсеместная
социализация всего Интернета и даже повседневной жизни, будут появляться
тематические проекты, бизнес все глубже будет проникать в социальные сети,
ожидается внедрение новых технологий, в том числе мобильных. Литература 1.
Иванков
Д.Б, Журнал D (Д-штрих) №10 (46), 26 мая 2008 года /Личные Деньги: Как делать
бизнес на социальных сетях. 2. Бенджамин Грэм, Джейсон Цвейг Разумный инвестор = The Intelligent Investor: The Definitive Book On
Value Investing, Revised Edition — М.: «Вильямс», 2006. — С. 672. — ISBN 5-8459-0910-4. 3.
Георгий
Кнабе / Как
бизнес использует социальные сети/ 2011 Режим доступа: www.delo.ua/tech/kak-biznes-ispolzuet-socialn-157101 | |
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |