Секция 1 [13] |
Секция 2 [26] |
Секция 3 [14] |
Секция 4 [20] |
Статьи вне секций [0] |
Главная » Статьи » Секция 4 |
УДК 329.78 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ В 21 ВЕКЕ Климанская
Ирина, студентка кафедры «Менеджмент в непроизводственной сфере» Донецкого
государственного университета управления Бондарь
Ярослав, студент кафедры «Менеджмент в непроизводственной сфере» Донецкого
государственного университета управления Кашуба
Ольга Васильевна, ассистент кафедры Постановка проблемы. Государственная
молодежная политика является составной частью политики в области
социально-экономического, культурного и национального развития Украины и
представляет собой целостную систему мер правового,
организационно-управленческого, финансово-экономического, научного,
информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых
условий для выбора молодыми гражданами жизненного пути. Перспективы развития общества, успешность любых
общественно-экономических и политических преобразований в стране зависят от
условий социализации и развития молодого поколения. В украинском обществе молодежь является самой активной частью населения,
и ее численность – не просто одна из характеристик возрастного состава
населения государства. Во-первых, молодежь определяет уровень рождаемости, то
есть демографические перспективы государства. Во-вторых, благодаря увеличению
численности молодого населения в последние годы молодежь стала значительно
активнее принимать участие в общественно-политической жизни страны. Анализ последних исследований и
публикаций. В статье о молодежной политике, опубликованной Бородиным Е.И. в журнале
«Грани», представлена информация о том, что в 1991-2006 году в Украине была
введена и испробована собственная национальная модель государственной
молодежной политики. В ней были определены правовые принципы способствования
социальному становлению и развития молодежи, деятельности молодежных
организаций, социальной работы с детьми и молодежью, программа создания первого
рабочего места для молодых граждан, которые получили образования. Украинское
молодежное законодательство было признано наиболее структурированным как для
постсоветских просторов, так и для Европы. Однако пришлось столкнуться с такими
проблемами, как недостаточный уровень финансирования, ограниченные возможности
органов государственного управления в сфере влияния на социальное становление и
развитие молодежи, частые реорганизации [6]. В статье Мордвинцева И.А. из
журнала «Философия социальных коммуникаций» описана еще и такая проблема как
неудовлетворительная роль профсоюзов в помощь молодежи, в выработке и
осуществлении «профессионально-ориентированной» молодежной политики. Это
объясняется тем, что с развитием рыночных отношений, трудовые коллективы
утратили свой прежний опыт в поддержке
молодых сотрудников. Поэтому роль государства в лице его специализированных структур
на федеральном и региональном уровнях, а также органов местного самоуправления
в реализации политики, относящейся к молодым поколениям, является в настоящее
время является ключевой и безальтернативной [5]. Цель статьи. Целью работы является рассмотрение проблем,
с которыми сталкивается современная молодежь, возможных тенденций развития
молодежной политики нашего государства и определение оказываемой государством
поддержки. Основной материал работы. Определяющими
механизмами формирования и реализации государственной молодежной политики за
годы развития независимого украинского государства стало создание
законодательной базы государственной молодежной политики. Всего за годы
независимости Украины принято свыше 700 законов Украины и около 800 подзаконных
нормативно-правовых актов, которые в той или иной мере направлены на решение
молодежных проблем [1]. Официально считается, что главной задачей современной государственной
молодежной политики является повышение активности молодого человека и молодежи
как социальной группы в реализации личных, государственных и общественных
интересов, направленных на развитие правового государства, становление
гражданского общества и социальное развитие личности. Так сложилось, что сейчас преобладает ситуация, когда большинство
молодежи является только объектом определенных действий со стороны власти
(теперь уже новой), но никак не субъектом государственной молодежной политики [3]. На данное время главными
задачами государственной молодежной политики являются: 1.
Повышение качества современного образования
молодежи; 2.
Переориентация системы подготовки специалистов
согласно потребностям рынка труда с
учетом перспектив реструктуризации существующей в Украине модели экономики на
модель «экономики знаний»; 3.
Разработка и внедрение механизма привлечения
молодежи к научной и научно технической деятельности, улучшение системы
поддержки молодых ученых; 4.
Использование системы профориентации в работе с
молодёжью с целью сбалансирования потребностей рынка работы и рынка
образовательных услуг; 5.
Усиление работы относительно трудоустройства и
занятости молодежи; 6.
Развитие льготного досрочного государственного
кредитования молодежи и молодых семей, обеспечение жильем детей и молодёжи [1]. Однако, на современном этапе
государственного развития, молодежь невольно стала «заложником» неблагоприятного
соединения нескольких ключевых факторов, которые делают невозможным переход от
дискуссий к практическому решению проблем. Во-первых, это экономическая
ситуация в Украине. Во-вторых, перманентный социально-политический кризис. И,
в-третьих, духовно-культурный кризис, невозможность однозначной исторической и
собственной самоидентификации. Это приводит к извлечению
основных проблем молодежи, которые можно классифицировать на 3 группы:
материальные, социальные и культурные. К первоочередным материальным
проблемам можно отнести следующие: безработица, отсутствие гарантированного
первого рабочего места, низкий уровень жизни, финансовая зависимость от
родителей, жилищная проблема. Ко второй группе молодежной
проблематики можно отнести проблемы социального характера: утрата уверенности в
завтрашнем дне, социальной и жизненной перспективы, невозможность
самореализации, социальная отстраненность. Нестабильная социально-политическая
ситуация в государстве, как следствие, приводит к возрастанию негативных тенденций
и пессимистических настроений в обществе. Всеобщее разочарование политиками,
невыполнение предвыборных обещаний, невозможность конструктивного диалога между
молодыми людьми и государством, медленно, но верно приводит к снижению
социальной активности молодежи, ее маргинализации и попыток формирования
альтернативной модели социальной системы внутри государства. К сожалению, в Украине активные и
сознательные группы молодежи не всегда могут реализовать свою социальную
активность или проявить гражданскую позицию.
Коммерциализация общественных отношений, работы общественных организаций
и общее разочарование в политических партиях все чаще приводит к тому, что
активное участие в общественной жизни сводится к некоторому финансовому
вознаграждению или материальной выгоде, нежели к попытке собственной самореализации.
Всеобщая социальная апатия постепенно вселяет неуверенность в собственных
силах, организовывая молодых людей в различные формы социального протеста и
донесения своего мнения – молодежные субкультуры. Либерализация украинского
общества, которая началась в 90-х, значительно отличалась от либеральных
ценностей и идеалов западного мира. В Украине они оказались значительно
искаженными и очень далекими от истины. В первую очередь, из-за кардинального
различия в мировоззрении, культуре и ментальности. Во-вторых, из-за отсутствия
адекватной альтернативной системы общественных ценностей и активной пропаганды
западного образа жизни молодежи. В итоге крайний индивидуализм стал приобретать
негативные черты эгоизма для удовлетворения личных потребностей. Такие понятия
как «патриотизм», «солидарность», «взаимопомощь» потеряли свое истинное
значение. Материальное и финансовое благополучие стало едва ли не основным
критерием измерения качеств человека вместо духовных и моральных [2]. Сегодня Украина стремится стать
частью Европы и «построить» европейское государство у себя, но сделать это
могут лишь люди с европейским
менталитетом, поведением, мышлением. Именно поэтому надежды возлагают на
молодое поколение. Проводится множество акций для привлечения молодежи,
агитация к общественному труду, здоровому образу жизни, волонтерству. Министерство по делам молодежи,
семьи и спорта о деятельности и сотрудничества с государственными структурами,
которые занимаются проблемами молодежи, сообщает: "В настоящее время
бюджет, выделяющийся на молодежные организации, составляет 15 млн. 350 тыс. гривен.
Это обеспечивает поддержку программ молодежных организаций. Бюджет
распределяется конкурсной комиссией, две трети из которых составляют
представители этих молодежных организаций. Она
рассматривает проекты, а
правительство в свою очередь выделяет часть бюджетных средств на
внедрение представленных проектов. Все решения, касающиеся молодежной политики,
проходят адаптацию, обсуждение на совместной коллегии молодежных организаций и
после они направляются на согласование в министерства и Верховную Раду, в
зависимости от условий использования. Существует открытая система работы
министерства с молодежными организациями. На данный момент насчитывается около
600 из них, и каждая имеет возможность влиять на развитие молодежной политики в
Украине". Вступление Украины в Европейский
союз станет стимулом для деятельности молодежных организаций на ближайшее время
[4]. Рассмотрев основные проблемы, с которыми сталкивается современная
молодежь, можно прийти к простому выводу, что государственная молодежная
политика в Украине требует немедленного реформирования и стратегического
переосмысления. Ключевыми приоритетами должны стать: 1. Создание качественно новой системы и подходов
в образовании с учетом мировых тенденций развития и ситуации на отечественном
рынке труда, где на сегодняшний день невостребованными остаются миллионы
молодых специалистов; 2. Обеспечение выпускников первым рабочим местом
по специальности; 3. Продолжение финансирования молодежных
программ жилищного кредитования; 4. Преодоление социального отчуждения молодежи,
вовлеченность в социально-экономические и политические процессы в государстве и
обществе путем участия в органах местного самоуправления и самоорганизации; 5. Активная пропаганда и популяризация здорового
образа жизни, доминирование духовных ценностей над потребительской и
материальной культурой; 6. Возможность
реализации и удовлетворения своих экономических, социальных и культурных
интересов и потребностей. Значительным консолидирующим
фактором в реализации вышеуказанных инициатив может стать объединение усилий
многочисленных молодежных организаций, объединений и движений, а прагматичная
молодежная политика государства позволит эффективно выполнить взятые на себя
обязательства, поможет побороть социальную апатию, даст возможность молодежи
почувствовать себя востребованной в государстве и необходимой обществу[2]. Выводы. Сегодня Украина
осуществляет реальные шаги по адаптации критериев национального развития к
стандартам Европейского Союза. В этом процессе нельзя недооценивать значение
молодежи. Ведь от того, насколько молодое поколение будет готово взять на себя
ответственность за развитие государства, как активно и конструктивно
присоединится к общественным процессам, насколько инициативно будет принимать
участие в решении неотложных задач, в значительной мере будет зависеть судьба
страны, завтрашний день которой принадлежит именно молодёжи. Можно констатировать и то, что именно привлечение молодежи к реализации
молодежной политики, сотрудничество органов государственной власти с
общественными организациями является неотъемлемым атрибутом современного
демократического государства в вопросах регулирования социальных отношений.
Наличие и действенность молодежных общественных организаций является, в
сущности, показателем развития гражданского общества[1]. Литература 1.
Константин
Сахаренко «Государственная молодежная политика в Украине». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No10/N10_Youth_policy_Ukraine_ru.pdf 2.
[Электронный
ресурс] Режим доступа: http://kiev4you.org/index.php/pisateli/51-2009-06-08-19-14-25/531-2010-04-25-11-54-44 3.
[Электронный
ресурс] Режим доступа: http://fri.net.ua/node/7237 4.
[Электронный
ресурс] Режим доступа: http://belorga.com/information/52-molodezh-i-evropeyskiy-soyuz.html 5.
Мордовинцев
И.А. «Негативные факторы в системе реализации мер государственной молодежной
политики и пути их устранения»/ И.А.Мордовинцев//Вестник Евразийской академии
административных наук. – 2011.-№1 6.
Бородін Є.І. «Державна молодіжна політика в
незалежній Україні:формування та розвиток національної моделі (1991-2006)//Грані. – 2007.-№1 | |
Просмотров: 3031 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |