Секция 1 [13] |
Секция 2 [26] |
Секция 3 [14] |
Секция 4 [20] |
Статьи вне секций [0] |
Главная » Статьи » Секция 4 |
УДК
351.851 СТРАТЕГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Землянко
Екатерина Александровна, студентка кафедры «Менеджмент непроизводственной
сферы» Донецкого государственного университета управления
Постановка
проблемы.
Образование и обеспечение равного
доступа для его получения являются одними из приоритетных направлений
государственной политики Украины на современном этапе социально-экономического
развития нашего общества. Сегодня, когда в Украине происходит активный процесс
трансформации схем и механизмов образования, интеграция их в европейскую и
мировую образовательную систему, - становятся насущной необходимостью
предложения на счет введения новых образовательных систем, инновационной
стратегии образовательного процесса, рассмотрение самого образования. Поэтому
созрела необходимость проанализировать с этой точки зрения созданную и
функционирующую в Украине систему государственного регулирования образованием и
пути модернизации управления образованием. Анализ
последних исследований и публикаций. Среди ученых, которые научно обосновали
современную систему государственного управления качеством образования в Украине
Н.Нижник, С.Николаенко, В.Луговой. Из их
трудов выплывают и современное толкование процессов управления образованием и
учебой, их основных составляющих и основных зависимостей. Цель
статьи.
Поиск путей модернизации управления качеством образования в условиях
реформирования системы государственного управления образованием в Украине. Основной
материал исследования. Эффективность государственного управления качеством
образования заключается в формировании единого категорийно-понятийного аппарата. Он необходим для правильного толкования
механизмов государственного управления и системы показателей качества
образования. Повышенное внимание к этим
вопросам связано с переходом нашей страны на новый уровень развития и неудовлетворенностью
их решения из-за недостаточной научной базы соответствующей направленности.
Ведь образование является одной из основных составляющих государственной
системы, ее политической, социально-экономической, культурной и научной
организации [5]. На сегодняшний день в Украине происходит
становление новой образовательной системы – открытой и демократичной. В ней
органично соединяются средства государственного влияния с общественным
управлением. Открытость системы предусматривает расширение управленческих
возможностей общественного мнения, меньшую зависимость управления от влияния
конкретных должностных лиц. Она изменяет нагрузку, функции, структуру и стиль
центрального и регионального управления качеством образования: контроль и
прямое вмешательство в учебный процесс должны уступить место гибкости,
действенности решений, научно-методическим, прогностическим, экспертным,
информационным и другим функциям [2]. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного
процесса, определяется системой концептуальных идей и взглядов на стратегию и
основные направления развития образования. Поэтому особое значение приобретает
проблема качества образования, которая стала краеугольным камнем в реформировании
национальных образовательных систем, как в Украине, так и во многих странах
мира. Качественный уровень образования
обеспечивается в мире с помощью соответствующих механизмов, т.е. мониторинга,
который понимается как система сбора, обработки и распространения информации о
деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывное
отслеживание ее состояния и прогноз развития. Таким образом, мониторинг следует
рассматривать как эффективное средство получения информации о функционировании
образовательной системы и ее компонентов. В условиях модернизации национального
образования мониторинг является очень важным, поскольку дает возможность
вовремя устранить возможные просчеты и разработать стратегию дальнейшего
развития образования [4]. Успех разработки и принятия к исполнению
стратегии развития образованием возможен только при условии эффективной
структуры управления самой системой, координации работы всех структурных
элементов механизма образовательной деятельности, объединения структурных звеньев,
поиска оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией функций
власти. Управление образованием предусматривает выполнение государством таких
основных функций, как организация, планирование, контроль и финансирование. Модернизация управления качеством
образовательной отрасли предусматривает: -
оптимизацию организационно-управленческих структур; -
изменения в технологии реализации управленческих функций; - эффективное перераспределение функций
и полномочий между центральными органами власти и органами местного
самоуправления; - внедрение новой этики управления; -
изменение форм и методов контроля; -
создание систем мониторинга; активное привлечение к управленческой
деятельности талантливой молодежи. Открытость системы управления качеством
образования ориентирована на целостный неделимый мир, его глобальные проблемы,
осознание приоритетности общечеловеческих ценностей над классовыми, интеграцию
в мировые образовательные структуры [3]. Стратегические направления модернизации
образования и науки, сама значимость этих сфер в общественном развитии страны
определяются как объективными тенденциями общеобразовательного развития, так и
тесно связанными с ними внутригосударственными процессами. Переход человечества
от индустриального производства к научно-информационным технологиям, а позже и
формирование общества знаний объективно выдвигают в качестве наибольших
приоритетов образование и науку как сферу, которая продуцирует новые знания,
как сферу, которая приобщает к знаниям общество в целом и каждого отдельного
человека [1]. Выводы.
Совершенствование
государственного управления образованием предусматривает поиск и внедрение
новых открытых систем его организации с применением моделей, которые бы
объединяли средства государственного влияния с общественными, обеспечение
высокого уровня качества образовательных услуг, мобильности и гибкости учебного
процесса в соответствии с требованиями рынка труда. Предметом особого внимания
должно быть повышение эффективности государственного управления системой
образования, а также разработка и внедрение действенной системы мониторинга для
успешной модернизации системы государственного управления образованием. Литература 1. Белоусова
Н.М. Теоретические основы, особенности и социально-экономические проблемы
государственного регулирования образования. –ДонГУУ, Менеджер №1(51).-2010 2. Козарь Т.П. Перспективы и пути дальнейшей
модернизации отрасли образования.- ДонГУУ, Менеджер №2(52).-2010 3. Луговой В.И.
Информационное обеспечение высшей школы Украины/ Луговой В., Халикян Н.//
Высшее образование Украины. – 2007. -№3 4. Нижник Н.Р. Государственное
управление в Украине: централизация и децентрализация: Монография.- К.: Изд-во
УАГУ при Президенте Украины, 2004 5. Николаенко
С.М. Стратегия развития образования Украины: начало ХХІ
века. – К.:Знание, 2006.- 253с. | |
Просмотров: 1047 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |