Секция 1 [13] |
Секция 2 [26] |
Секция 3 [14] |
Секция 4 [20] |
Статьи вне секций [0] |
Главная » Статьи » Секция 4 |
УДК 331 ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Панина Евгения Сергеевна, магистрант Самарского
государственного университета Сорочайкин
Андрей Никонович, к.э.н., д.ф.н., заведующий кафедрой ЭГМУ Самарского государственного университета Конфликт является реальным и объективным проявлением противоречий, постоянно существующих в жизни людей, так как без них невозможны развитие ни отдельного
человека, ни групп людей, ни общества в целом.
Конфликт является довольно острой фазой вероятного разрешения противоречий через реальные действия людей. У руководителей этот способ
поведения является более частым по сравнению с
большинством членов коллектива, так как управление и
руководство принуждают его использовать властные функции в процессе
своей профессиональной деятельности. Большинство конфликтов можно с известной долей
условности отнести либо к внешним, проявляемых в прямом столкновении интересов, ценностей, мнений и оценок взаимодействующих людей или социальных групп, либо к
интраперсональным конфликтам,
развивающимся благодаря наличию противоречивых
желаний и мотиваций самой личности. В профессиональной деятельности
руководителя внутренний конфликт может проявляться как нерешительность и колебания в конфликтной ситуации и перед
началом конкретных действий. Можно допустить, что внутренние конфликты руководителя, проявляясь в сложных системах
социальных отношений, определяют тактику поведения человека в конфликтной
ситуации при развитии внешнего (социального)
конфликта [6, с. 139-160]. Трудовые конфликты
представляют собой вид социального конфликта, объектом которого являются
трудовые отношения и условия их обеспечения. Формами трудовых конфликтов выступают: собрания,
митинги, демонстрации, забастовки. Многие авторы сводят термин
«трудовой конфликт» к более общему понятию конфликта или социального конфликта,
что приводит к утрате специфики собственно трудовых конфликтов по отношению к
другим конфликтам, в том числе с участием трудовых коллективов [1, с. 311]. Весь советский период наука
игнорировала существование острых массовых трудовых конфликтов, концентрируя
внимание на организационных или межличностных конфликтах на производстве. Сегодня речь идет о создании
такой системы управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями
рыночных отношений, связанными с ориентацией организации на спрос и потребности
рынка, на запросы индивидуальных потребителей. Одним из приоритетных
направлений в создании эффективной системы управления является изучение причин,
порождающих конфликты в организациях и способов их успешного разрешения. Кризисные явления на
предприятиях отражаются на морально-психологическом климате (это
устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы, отражающее
настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу,
общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей [7,
с. 72-77]), как в подразделениях, так и
в целом в организации. При этом отмечаются депрессивные состояния у рядовых
работников и руководителей разных уровней, повышается степень конфликтности в
трудовых коллективах. Понятие «конфликт» порождает
ассоциацию с разрушительным началом, но главное он вызывает интегративный
эффект, усиливая внутригрупповое единство, облегчая согласие в понимании
жизненно важных проблем и способов их решения, повышает инновационный потенциал
конфликтующего субъекта (малой группы, подразделения или предприятия в целом). Конфликт как социальное
явление впервые рассмотрен в работе А.Смита «Исследование о природе и причинах
богатства народов» [9]. По его мнению, в основе конфликта лежит деление
общества на классы и экономическое соперничество между ними. А.Г. Здравомыслов является
одним из первых российских ученых, приступивших к углубленному освоению конфликтологической
проблематики. Он трактует конфликт как «нормальное явление общественной жизни»,
«это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка
социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация которых, обусловлена противостоящими
ценностями и нормами, интересами и потребностями» [3, с. 95]. Автор выделяет
четыре источника конфликтных ситуаций (т.е. те ценности и интересы, которые
имеют значение в обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих
в конфликтах): 1. богатство; 2. власть; 3. престиж; 4. достоинство [3, с. 87]. А.Г. Здравомыслов
утверждает, что всякая организация проходит в своем развитие через серию
внутренних конфликтов, что она не может существовать без внутренней
напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными
в ней [3, с. 207]. Автор во внутренней жизни
каждой организации выделят следующие группы конфликтов: ·
конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации; ·
конфликты адаптационные: между теми правилами и нормами внутреннего
общения, которые сложились в данной организации, и новичками, не осведомленными
о существовании таких правил; ·
конфликты на управленческом уровне, связанные с разработкой различных
стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев
эффективности ее совокупной деятельности [3, с. 207]. В отечественной науке дается
следующее определение трудового конфликта: «обострение противоречий в трудовой
сфере, обусловленное противоположностью или существенным различием интересов
субъектов трудовых отношений и предполагающие активные действия обеих сторон в
свою защиту [7, с. 359]. И.М. Козина говорит о
положительных функциях трудовых конфликтов. Во-первых, они являются способом
принудительного формирования более выгодных условий трудовых конфликтов. При
этом возникновение, развитие и разрушение конфликтов не предполагает, как
правило, нарушения закона ни одной из задействованных в конфликте сторон.
Во-вторых, не менее важная функция конфликтов заключается в защите работников
от нарушений (со стороны работодателей) трудового законодательства или трудовых
соглашений [6, с. 31]. По мнению А.А. Осеева,
трудовой конфликт представляет собой особый вид общения, в основе которого
лежат противоречия в системе трудовых отношений. Трудовой конфликт это
столкновение противоположно направленных действий работников, вызванное
расхождением интересов, ценностей и норм поведения. Он выражается во взаимном противодействии
членов коллектива, которому сопутствует состояние напряженности во
взаимоотношениях [8]. Объектом трудового конфликта может быть любой элемент
условий труда, а также противоречия работников в понимании моральных норм. А.В. Дорин интерпретировал
понятие «трудовой конфликт» как «противоречие организационно-трудовых
отношений, принимающие характер прямых социальных столкновений между индивидами
и группами людей» [2, с. 135]. Все трудовые конфликты
«неповторимы» в зависимости от того, какие социально-экономический группы, роли
и статусы являются их субъектами. А.В. Дорин рассматривает трудовой конфликт
как с негативной так и с позитивной точки зрения. К негативным последствиям,
которые также являются признаками конфликтной ситуации, он относит: ·
усиление настроений враждебности; ·
падение мотивации у труду; ·
свертывание деловых контактов; ·
ухудшение взаимопонимания; ·
умышленное и целенаправленное деструктивное поведение; ·
разрушение положительной социальной идентичности; ·
фактические потери времени, отвлечение от работы; ·
запутывание каких-то проблем [2, с. 139]. К позитивным функциям
относятся: ·
информационная – информация становится открытой для многих; ·
социализация – индивиды получают социальный опыт, знания, которые
недоступны в обычных условиях; ·
нормализация морального состояния – разрешаются накопленные негативные
настроения, происходит очищение моральных ориентаций; ·
инновационная – конфликт вынуждает, стимулирует на изменения, признается
какая-то проблема [2, с. 140]. Проанализировав различные
подходы к рассмотрению трудовых конфликтов, видно, что конфликт признается
учеными как неизбежным, необходимым и разрешающим фактором в развитие трудовых отношений. Считается, что он
открывает дорогу инновациям, способствует формированию нового уровня
взаимопонимания и сотрудничества. Но одновременно конфликт может стать фактором
разрушения социально-трудовых отношений. Негативным следствием трудового
конфликта может быть снижение качества продукта, производительности труда,
повышение уровня текучести, увеличение числа случаев травматизма и заболеваний.
Поэтому ученые приходят к выводу о том, что необходимо научиться грамотно им
управлять, уметь разрешать и направлять в нужное для организации русло. Литература 1. Александров Ф.О., Постоленко И.Г. Социально-трудовой
конфликт: понятие и подход к урегулированию. // Электронный журнал «Исследовано
в России» // http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/029.pdf 2. Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. –
Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.- 254 с. 3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект
Пресс, 1996 – 315 с. 4. Козина И.М. Индустриальные конфликты в современной
России // Экономическая социология. Т.10. № 3. Май 2009. – с. 16-32. 5. Козина И.М. Трудовой конфликт // Социология труда.
Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В.А. Ядов. – СПб.: Наука, 2006
– 426 с. 6. Панина Е.С. Личность руководителя в системе управления
персоналом // Экономика и управление в ХХI веке. Т.13. Управление персоналом и рынок труда: кол.
монография / Л.В. Иваненко, О.В. Маркова, А.Н. Сорочайкин [и др.]; под. общ.
ред. А.Н. Сорочайкина. – Самара:
Издательство «Самарский университет», 2013. С. 139-160. 7. Панина Е.С. Нравственный аспект в работе управления
персоналом // Экономика, управление и право в современных условиях: международ.
сб. ст. / под общ. ред. В.Б. Тасеева. – Самара: Издательство «Самарский
университет», 2012. – Вып. 5 (17.). С. 72-77. 8. Осеев А.А. Трудовые конфликты и методы их разрешения
// Социологический факультет МГУ им М.В. Ломоносова // Ломоносовские чтения 9. Смит А. Исследование
о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксио, 2007. – (Серия: Антология
экономической мысли) – 960 с. / http://inliberty.ru/library/classic/432/ | |
Просмотров: 2483 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |